О чем это? О том, что все мы стремительно приближаемся к концу человеческой истории. Культура создавалась тысячелетиями, она вобрала в себя религию, нравственность, мечты о будущем, стремление вверх, за горизонты познания, туда, где все иначе — лучше, проще, добрее. Наследие предков воплощалась в детях, в детях детей, трансформировалось, совершенствовалось от простого к сложному, но неизменно содержало в себе память веков, память родов, память свершений. Что же произошло за последние 20 лет? Начался процесс деградации, начался процесс исчезновения того, что было дорого еще 30 лет назад. Стала ненужна классика в литературе, живописи, музыке, архитектуре, в религии. Повсюду модерн, но не начала XX века, как развитие барокко XIX века, а как отрицание того, что было создано ранее. Стали не нужны великие образцы человеческого гения, томления духа и образчики одухотворяющей любви, которая уносила человека далеко в мир грез и мечты. Не стало мечты, не стало любви, не стало банального стремления познать то, что вокруг нас. Космос потерял свою притягательность, как и красоты природы, звездные корабли рассыпались в прах вместе со своими героическими пилотами. Не стало потрясающих образчиков красоты архитектуры, творцы больше не вдохновляются рассветом и закатом, женской красотой и детской непосредственностью. Все упростилось до банальностей, которые уже не зовут расширять горизонты и менять нашу ментальность.
Что же дальше? Только хаос, анархия, разрушения от мировой революции, которая уже стучится в наши двери. А, что после? Самая жестокая диктатура, которая только может быть в человеческом обществе. Диктатура без конца и края. Мы заслужили это, мы позвали такое зло проникнуть себе в душу, что даже не подозревали, какое дело затеяли. Ушла эпоха Российской Империи Романовых, уходит эпоха СССР, еще живущая в тех, кому она близка, но одновременно уходит эпоха Российской Федерации 90-х. Не видеть очевидного — это просто закрыть глаза потому, что так проще. Ах, оставьте эти упрощения, прекратите жить прошлым — давайте посмотрим будущему в глаза. И, что там? Осуждение нас всех, которые могли, но не сумели, которые хотели, но не дождались воплощения своей мечты. Нам и нашим детям проще не видеть и не слышать того, что происходит вокруг нас. А, что происходит? Это не ветер перемен стучится в наши двери — это мы сами бьем стекла и крушим мебель у себя дома. Потому, что не хотели быть продолжением дела своих отцов, не пожелали стать инженерами, конструкторами, космонавтами, рабочими великой России, но все свои силы положили на то, чтобы стать похожими на деканденствующий Запад. И это желание убило творчество, поразило культуру в самое сердце и прекратило наследие, как сохранение истории, рода и семейных ценностей.
Что мы можем передать своим детям? Погоню за призрачным счастьем, которого у нас не было в СССР? Догнали, схватили жар-птицу за хвост? Ничуть — это сделали те, кто был самым беспринципным в нашем Отечестве, но и они несчастливы, хотя и обладают всем. Наша нынешняя жизнь несчастлива не от того, чего у нас нет, а от того, что у нас есть. Парадокс, но это так. Достаток убивает стремление к лучшему. Где эти походы под гитару, где эти поиски новых литературных гениев, где эти споры до хрипоты, до драки о будущем, о новом городском романе? Нет ничего, и в этом нигилизме родились и выросли наши дети. Что они видели? Плачут по Цою и его «Спокойной ночи». Но они не собираются садиться в седло, чтобы что-то изменить в своей жизни. Они стабильны и одиноки, наши дети, им не нужно будущее. Но случилась война — и они пошли на войну, но возвращаются с войны они туда, где ничего нет — ведь там мы, живущие прошлым, но не настоящим и даже не будущим. О какой культуре мы говорим, если ей нечего воспевать, не к чему стремиться? Что наша русская культура будет нести в массы, если нет запроса? И этот ползучий нигилизм все множится и множится, заполняя собой души, заполняя собой все вокруг. А еще символом нынешней эпохи стал нарциссизм и он заключается не столько в самолюбовании, сколько в беспомощной позиции «моя хата с краю» — пусть другие защищают Россию, а я лучше переживу это время где-нибудь вдали от Родины.
А еще символом современной России стала культура отрицания — модное явление на Западе. Самодержавие Российской Империи плохо, уравниловка, социализм и КПСС поверженного Красного проекта СССР плохо, приватизация плохо, милитаризация плохо, война плохо, государственное регулирование экономики плохо, высокий курс доллара, как и низкий — плохо, отсутствие промышленности — плохо, возрождение индустриализации России — плохо, так как некому работать, рождение трех и более детей — плохо, зачем плодить нищету, вымирание населения — плохо, давайте завезем мигрантов. И так далее. За что ни возьмись — все плохо. Даже то, что есть — плохо. Культура вся пронизана дешевыми поделками, режиссеры жируют за государственный счет. Нет отечественных фильмов в духе СССР — снова плохо. Но почему-то СССР все равно плох. Это, братцы, инфантилизм, нигилизм и нарциссизм вместе взятые, это нежелание сделать что-то для изменения существующего порядка вещей. Не в рамках всей России — страна слишком большая и неоднородная, а в рамках своей семьи, себя самого. Культура и нравственность не может развиваться без запроса общества, если народ жаждет получить что-то определенное от деятелей культуры, то они не могут оставаться безучастными. И, в чем заключается этот запрос общества? Где желание свободы, справедливости, нравственности? Нет ничего, в противном случае все наши граждане стали бы вести себя в быту иначе, лучше, добрее, отзывчивее. Пока отзывчивость откликается только на беду. Впрочем, брюзжать по поводу отсутствия справедливости и нравственности в нашем народе дело неблагодарное, так как все эти качества никуда не ушли из народной среды. Другое дело, что ментальность народа коренным образом отличается от ментальности правящей элиты.
Многие раньше и даже сегодня говорят, что эти чванливые слуги государства и народа не из Америки приехали, а вышли из нашего народа, следовательно, наш народ плох, коль допустил до власти таких моральных разложенцев. Это слишком упрощенная формула власти, которая никак не рассматривает менталитет власти в нашем народе, который от века примеряет на себя одежду патернализма. Мы до сих пор сидим на многих стульях: княжеской власти феодализма, партийной власти демократии и вождизма первого лица. Хорошо это или плохо — вопрос иной, вторичный, но такой патернализм предполагает сверхуважительное отношение к представителям власти, желание народа видеть во власти земных богов, ломать шапку перед удельным князем вертикали власти. Это не народ плох, а вы, государственные чиновники и партийные лидеры плохи, когда чинопочитание в нашем народе связываете со своей исключительностью. Это не так, традиция патернализма создает буквально безнравственных чудовищ, упоенных собственной властью. И эти безнравственные чудовища распределяют деньги на создание произведений, вообще на весь интеллектуальный труд. Однако подобное тянется к подобному. Коль скоро безнравственность заказывает музыку, то будьте уверены, что музыка будет отвратительного качества. Что мы все и наблюдаем.
Проникновение гомосексуальной культуры в произведения нынешних писателей и режиссеров то же является отражением того, что происходит в среде чиновников. Любой человек, получивший должность и возомнивший себя богом для всех, расположенных ниже его, обязательно будет транслировать низменные качества своей расстроенной психики на то, что ему поручено, на то, что он делает. В культуре ли, в промышленности и сельском хозяйстве, в добыче и торговле полезными ископаемыми. Всюду правит алчность, себялюбие, личное превосходство. Как не деградировать государственному управлению, как не появляться то тут, то там саботажу и предательству, если современная элита России вышла из приватизационных 90-х? Кто-нибудь помнит фильмы 90-х, а перестроечные ленты, за редким и весьма случайным исключением? Низкосортные поделки, искажающие нашу реальность в таком неприглядном свете, что только диву даешься, смотря эти картины, созданные 25-30 лет назад. Сегодня картинка стала получше, визуальные эффекты побогаче, но основа ведь не изменилась ни на грош. Скажите, почему сегодня, когда Россия на войне, когда решается судьба Родины один только Шаман — Ярослав Дронов с его песнями «Встанем» и «Я русский» бередит наше сердце? А, где же остальные, где новые песни, фильмы о войне, о подвиге, о высоте русского духа? Одни сериалы, бессмысленные и беспощадные, да и те, либо криминальные, либо психически гротескные, ничего не дающие нашему народу. Ни мечты, ни надежды, ни стремления к лучшему будущему.
Те, кто создали российский истеблишмент стали весьма далеки от народа, они приняли новую реальность, свою собственную, и корпоративную этику для себя, любимых. Где, позвольте вас спросить, будущее России, будущее всего нашего народа? Безнравственность правит Русским миром? Ничуть, безнравственность не может править нашим народом, в котором никуда не делась жажда справедливости, никуда не делась православная нравственность, русская культура, а также ментальность, созданная веками, всем народом. Просто народ живет иной, отличной от элиты жизнью, никак не пересекаясь с этой элитой в своей повседневности. То, что мы до сих пор ломаем шапку перед властными князьями никак не мешает кухонным разговорам в осуждение тех, кто находится наверху Олимпа. Никто не помнит современных актеров, но все знают ушедших актеров СССР, любят и помнят. А, коли так, то что-то неправильно сделано в России, в нашем обществе, в нашей элите. Нужно разбираться в том, что сделано не так и преодолевать ошибки прошлого, одновременно помня о том, что культура не создается в отрыве от созидательного базиса нашего народа. Культура — это надстройка над производительными силами и производственными отношениями.
Когда сфера услуг правит в России, когда купи-продай стала главным итогом 90-х и до сих пор руководит общественной и государственной жизнью в стране, требовать лучшей культуры бессмысленно, ибо тот, кто не создает, а только растрачивает, ведь торговлю трудно назвать созидательным трудом, не может передать наследие своим детям, не может сформулировать собственный запрос на высокодуховную культуру, так как уже привык потреблять то, что проще и доступнее, если не сказать, примитивнее. Развитие общества происходит тогда, когда общество созидает свою страну, ее будущее, когда в почете труженики, воины, многодетные матери и те, кто душу свою кладет за друзей своих. На этом базисе вырастают такие ростки культуры России, что за ней тянутся миллионы, на ней формируется детское мышление и государственная ментальность. Если общество ничего не созидает, то оно расточает то, что имеет, расточает не только самих себя и наследие прошлого, но и то будущее, которое может быть создано трудом миллионов наших сограждан. Труд, положенный в основу российской государственности, создает мощнейшую культуру, нравственность, справедливость и все остальные качества нашего великого народа. Создает то будущее, которое необходимо нам всем.