Церковь и власть

Патриарх

Папа Римский Франциск в разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом:

Патриарх не может превратиться в путинского алтарного мальчика.

В этом утверждении слишком много заключено, чтобы можно было однозначно воспринимать эту фразу, без попытки постижения ее глубинного смысла. Само построение фразы несет в себе осуждение президента России В.В.Путина и призыв к свободной позиции российского Патриарха, как независящего от государства, от власти. Но жить в России, дышать одним воздухом с русским народом – это больше, чем быть Понтификом в Риме. Католическая церковь объединяет многие нации, она – наднациональна, а епископ Рима одновременно с титулом викария Христа является еще и монаршей особой Ватикана, при дворе которого существуют посольства многих стран мира. Взгляд Папы Франциска всегда мондиалистский, в то время, как взгляд Святейшего Патриарха Кирилла должен быть исключительно русский, российский и никакой иной.

Как сегодня поступают с Патриархом Кириллом на Украине? Отказались поминать, ушли в раскол, требуют суда. Это весьма печальный итог политизации УПЦ МП на Украине. Ее положение, как части Московского Патриархата, отдаляет, по мнению клириков УПЦ МП, Церковь от верующих. Однако православная паства Украины сегодня разделена между УПЦ МП, ПЦУ и Киевским патриархатом Филарета (Денисенко), плюс к этому существуют всевозможные секты, а также УГКЦ Шевчука – ставленника Франциска. Политическая нестабильность на Украине привела православную Церковь к разорению, к разделению, к расколу. Народ Украины активно делится по своим мировоззренческим принципам, до сих пор не сумев преодолеть тенденции «гуляй поле» 1918 года. Независимая Украина не может существовать вне России, вне русского народа, вне Русской Церкви. Это было доказано в 1918 году, в 1991 году и в событиях революции 2014 года. Майдан Незалежности разделил страну и народ на части, которые никак не пересекаются.

Что или кто может объединить Украину? Только Россия, только русский народ, только лидер нации, и больше никто. Запад ненавидит украинский народ так же, как и русский народ, ненавидит Украину так же, как и Россию. Разве католики Латинской Америки, Африки, европейских стран ненавидят итальянцев, Италию и сам Ватикан? Ничего этого нет и в помине. Почему? Они близки по своему мировоззрению, по крайней мере в той части, которая исповедует христианство. Но, что не так с православным, восточным христианством? Всё так, просто Ватикан всегда стремился подчинить себе Восточную Церковь, в особенности Россию. Однако наша всечеловечность и желание сохранить свой христианский обряд, унаследованный от Византии, не позволяют России и русскому православному народу покориться Ватикану, как о том мечтает каждый новый Понтифик вечного города. Нам дорого то, что было воплощено в жизнь Руси святым равноапостольным князем Владимиром, нам дорого отношение к католичеству наших русских святых, призывавших русский народ и Церковь хранить веру православную и ни в коем случае не становится на пути еретиков из РКЦ.

Более того, Католическая церковь отвечает русским взаимностью – мы для Ватикана еретики, схизматики, которые могут быть приняты в лоно Католической церкви только через покаяние – так записано в учении Ватикана. Более того, объявленный Вторым Ватиканским собором курс на экуменизм призван вернуть Восточную Церковь в лоно Католической церкви, а не наоборот. Мы не можем объединиться без утраты своей метаидентичности, без утраты своей Русской Церкви, своего апостольского преемства. Так, о какой же необходимости личной встречи с президентом России В.В.Путиным говорит Папа Римский Франциск, который в свои 85 лет уже не может самостоятельно передвигаться? И дело здесь не в немощи человеческой, а в немощи духа, в немощи веры, в немощи тех, кто предал Бога ради власти, ради титула, ради собственной непогрешимости первого викария Иисуса Христа – наместника Сына Божия на Земле. Может быть, для Русской Церкви правильнее было бы называться Российской Церковью, как до революции 1917 года? Тогда было бы понятно, чьи интересы отстаиваются в Чистом переулке Москвы.

Сегодня, когда утрачены позиции РПЦ на Украине, нужно постараться сохранить нашу Церковь в единстве, но сделать это только на одной воле епископов и священников нельзя – в храмы должны идти прихожане, проповедь священников должна затрагивать самые животрепещущие темы, волнующие сегодня наших граждан. И еще – нужно убрать бюрократию из Церкви. Ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты о проделанной работе: количество крещений, венчаний, освящений, количество прихожан, причащающихся постоянно, непостоянно и так далее, и тому подобное. Наличие в приходском совете тех, кто занимается благотворительностью, культурными и спортивными мероприятиями, просветительской и миссионерской деятельностью. А также деньги, деньги, деньги. Церковь копирует деятельность администраций, городских и окружных, областных и региональных. Зачем, для чего?

За этой бюрократической суетой теряется главное – Богослужение, пастырское общение с прихожанами, духовная помощь тем, кому тяжело, кто утратил смысл своего существования, кто больше не имеет сил сопротивляться миру, который лежит во зле. Бюрократия вторглась даже в такое, казалось бы, простое дело, как крещение. Огласительные беседы, настоящий экзамен восприемникам на знание символа веры, и прочие препоны, которые, как специально, привели к тому, что количество крещений резко сократилось. Почему закрывались храмы на Пасху в 2020 году – на главный христианский праздник? Все это примеры непродуманной, явно по чиновничьему принципу построенной работы в РПЦ. Но это внутреннее дело церковных иерархов – Господь вразумит тех, кто произвел подмену служения. Наша задача заключается в том, чтобы понять глубинные причины оторванности Церкви в России от власти, от народа, от жизни нашей нации.

Сегодня, когда Россия в едином порыве встала вокруг нашего президента В.В.Путина, церковные иерархи не сделали этого, полностью копируя надмирность Ватикана, ее мондиалистский характер, приверженность Церкви всех, но не нации. Ватикан всегда стремился к власти, Ватикан всегда стремился к обладанию целым миром, вместо того, чтобы стать Церковью Иисуса Христа – единой в многообразии. Копировать Ватикан – это самое последнее дело для устойчивости Русской Церкви, ибо копировать еретиков – стать самому еретиком. Русская Церковь – это, прежде всего, Церковь русского народа, собранного для прославления Иисуса Христа, для соработничества Богу в деле укрепления и сохранения русской цивилизации, русской культуры, русских ценностей. Какое нам дело до европейских или африканских приходов с их иными культурными ценностями? Какое нам дело до политики Константинополя?

Не мнится ли вам, что происходит настоящий разрыв между декларируемой надмирностью Русской Церкви и ее участием в политических акциях? Украинский Томос от Фанара и П.Порошенко никак не сказался на УПЦ МП, но поставил Блаженнейшего митрополита Онуфрия в оппозицию властям и части народа Украины. Начавшаяся операция ВС РФ на Украине вообще вынудила УПЦ МП дистанцироваться от Московского патриархата. Не лучше ли было, как предлагали многие, даровать независимость УПЦ МП, сделав ее единственной православной Церковью на Украине? Вселенский патриарх Варфоломей обязательно бы приветствовал этот шаг. Но, вместо разумных подходов мы увидели конфронтацию там, где можно было многое исправить. Почему старообрядческая Церковь не закрывала свои храмы на Пасху, не пошла на соглашательство с властью? Что, так было можно?

Проще говоря, церковные иерархи РПЦ сегодня поступают весьма странно – декларируют одно, а поступают совершенно иначе, зачастую против своей паствы, против власти, против русской культуры и русских ценностей. Почему РПЦ не протестовала против фильма «Матильда»? Это малодушие. Почему РПЦ не протестовала против останков из Поросенкова Лога, прекрасно видя подмену? Слава Богу, что Архиерейский собор, на котором должны были утвердить лжеостанки святых Царственных мучеников был перенесен на неопределенное время. Не кажется ли вам, что в этом вопросе есть определенная мистика, так как собор был назначен на то время, когда власть России вступила в прямую конфронтацию с НАТО, с нацисткой Украиной, начав приготовления к СВО? Теперь, после фактического выхода УПЦ МП из РПЦ, возможно, только на время военных действий, этот собор, способный расколоть Россию, уже никогда не состоится.

Почему сегодня, когда наши воины идут в бой, никто не причащает солдат и офицеров, никто не крестит и не раздает 90 псалом с нательными крестиками тем, кто уже через минуту может предстать перед Творцом всего сущего? Почему во всех храмах России не служатся молебны в защиту русских солдат в помощь русскому оружию? Власть не дает? Тогда, получается, прав был Папа Римский Франциск со своей формулой алтарного мальчика? Русская Церковь не должна служить власти, не должна служить людям – она должна служить Богу, служить истине и всегда быть там, где тяжело, где требуется помощь и напутствие, где нужно причащать, отпевать и крестить. Русская Церковь, наконец, должна стать русской, российской и перестать копировать РКЦ в ее подчиненности Франциску. Предстоятель РПЦ – не монарх Московской патриархии, не викарий Христа в своей непогрешимости, но первый слуга своей паствы, своего Отечества, своей веры. Так говорит Господь:

Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф 20: 25-28)

На Тайной Вечери Сам Сын Божий омыл ноги своим ученикам, не только Петру, воспротивившемуся тому, что Сын Божия так Себя унизил перед своими учениками, но и даже Иуде, предавшему Иисуса Христа первосвященникам для суда и последующей казни. В тот самый момент, когда приблизилось самое страшное в земной жизни Спасителя, Иисус Христос омывает ноги своим ученикам, прославляя их последующие труды на благо Церкви. Так же и сегодня, Святейший Патриарх должен образно омывать ноги тем, кто пошел на ратный подвиг, омывать ноги Главнокомандующему России, не побоявшемуся взять на себя колоссальную ношу будущего преобразования страны и общества, не побоявшемуся вступить в Третью мировую войну ради блага русского, украинского и белорусского братства. Так, где же Патриарх, где епископы РПЦ, где весь клир, боящийся гнева своего земного владыки больше, чем гнева Небесного Владыки Иисуса Христа за телпохладную позицию в то время, когда камни вопиют?

Лучше быть в годину испытаний «алтарным мальчиком Путина», сохраняя чистоту православной веры, чем теплохладным служителем надмирной Церкви, являясь всего лишь невнятной тенью Папы Римского Франциска.

Архивы