Из выступления президента России на Совете Безопасности 27 сентября 2021 года:
Стратегическое планирование задаёт главные ориентиры и вектор движения в ключевых областях, причём на целые десятилетия вперёд. Доктрины и долгосрочные программы развития, стратегии и основы государственной политики определяют важнейшие общенациональные приоритеты, которые направлены на достижение единых целей. Прежде всего это, конечно, сбережение народа России, укрепление здоровья и улучшение качества жизни наших граждан, это охрана традиционных духовно-нравственных ценностей, устойчивое экономическое развитие и забота об окружающей среде. И конечно, это надёжная защита нашей страны и граждан от внутренних и внешних угроз, обеспечение государственного суверенитета.
Какие меры президент считает приоритетными в системе стратегического планирования? Первое – оптимизация принимаемых документов, второе – согласование стратегического планирования и бюджетного финансирования, третье – повышение уровня прогнозирования и моделирования будущего, четвертое – контроль за выполнением поставленных задач, пятое – создание механизмов быстрой корректировки стратегических планов. Начнем разбор мер по воплощению стратегических планов с конца списка. Господин президент, корректировка стратегических планов невозможна, так как любой стратегический план предусматривает создание того образа будущего, которое мы все хотим видеть. Даже война не вмешивается в стратегические планы, так как война попадает в эти планы. Далее, контроль за выполнением стратегических планов невозможен, так как реализация этих планов может затронуть целое поколение, поэтому контроль возможен только в реализации тактических планов, которые могут сильно отличаться от стратегически неизменных во времени планов.
Третий пункт предполагает, во-первых, создание образа будущего, во-вторых, принцип реализации этого будущего невзирая на происходящие изменения, следовательно, повысить уровень прогнозирования будущего невозможно, ведь это наше желание, а не комплекс мер, учитывающих развитие ситуации в мире. Точно также невозможно привязать деньги к стратегии, ибо это две абсолютно несовместимые вещи (снова власть в России мыслит от денег!), ведь стратегические планы неизменны, а экономическая ситуация в стране меняется в силу субъективных и объективных причин, многие из которых никак не влияют на образ будущего, принятый в стратегическом планировании. И последнее – в образе будущего, закрепленного в стратегическом планировании, не может быть никакой бюрократии, так как модель будущего – это создание условий возникновения этого будущего, своего рода точка бифуркации, меняющая нынешнее устройство России, а оптимизация документов может происходить только в ограниченном временном участке тактических целей. Но и это не самое главное.
Важнейшим условием для создания стратегии (абсолютно отличающейся от химеры в виде Стратегии 2020) является тот образ будущего, который нужен российской государственности и русскому народу, а не сегодняшней элите, которая может не воспользоваться плодами своего планирования в силу физических условий существования любого человека. Иными словами, образ будущего России создается в перспективе смены элиты, смены эпох и даже строя. Представим себе, что в СССР был стратегический план построения коммунизма в отдельно взятой стране, что невозможно в принципе, так как такое дело должно затрагивать весь мир, а не узконациональное развитие страны и общества. Итак, этот план изначально был утопией, но даже построение государственного социализма с равенством всех в доступе к благам цивилизации также оказался утопией, ибо в самой элите процветало неравенство.
Как видим, даже в СССР, опирающегося на базис обобществленной собственности, стратегический план оказался выброшен на свалку истории, хотя эти планы в виде доктрин КПСС тщательно обсуждались на партийных съездах. Заметим, была идеология государства и общества, чего сегодня в России не существует. Строя стратегические планы создания нового образа будущего для всей нации, нужно иметь точку опоры, тот базис, на котором можно построить надстройку развития страны и общества. Какой базис сегодня? Давайте, хотя бы сформулируем его основные постулаты, чтобы знать, от чего отталкиваться:
- Современная российская государственность создавалась по западным лекалам для американских колоний, вставших на путь рыночных реформ, соответственно, все рыночные реформы были созданы, как и Конституция Ельцина с учетом американских интересов в России,
- Для перехода от социалистической плановой экономики к рыночной было необходимо провести приватизацию обобществленной собственности, созданной всем народом на основе обобществленной земли, недр, воды и лесов, а также финансовой и энергетической системы, автомобильных и железных дорог. Эта собственность стала принадлежать немногим неслучайно выбранным новым собственникам, которые еще во время перестройки Горбачева проходили стажировку на Западе, следовательно, полностью контролируются теми, под чьим руководством проходила приватизация. Неслучайно, все нынешние российские олигархи стали лондонскими жителями.
- Политическая система современной России была создана в результате госпереворота Ельцина в 1993 году, когда президент узурпировал власть в стране указом №1400 от 21 сентября 1993 года (случайно ли совпадение с праздником рождества Пресвятой Богородицы?), когда система народовластия – съезды народных депутатов и ВС РФ была заменена на три составные части западной республиканской системы: двухпалатный парламент, исполнительную и судебную власть,
- К концу 90-х годов была окончательно разрушена система частного предпринимательства с созданием анклавов монопольных поставщиков и продавцов, когда частная инициатива «челночников» и рынков была прекращена повсеместно. Малые и средние предприятия сегодня выживают в основном за счет низкой оплаты труда, перехода в серую форму осуществления своих финансовых операций и постоянно рискуя оказаться в сфере интересов ФНС, а также правоохранительных органов,
- Методы управления государством со стороны правящей элиты России во многом копируют деятельность ЦК КПСС с разветвленной системой принуждения и подавления, но без стремления усиления государственности. Национальный вопрос в России банально заливается деньгами, наступая на горло русской ментальности, развитие сибирских и восточных регионов остановлено – народ массово переселяется в Центральную Россию, промышленность и сельское хозяйство работает вчерашним днем, никак не реагируя на перспективы, численность народа уменьшается, возрастной ценз постепенно смещается к зоне пожилого возраста, что подтверждается увеличением возраста выхода на пенсию.
Даже этих пяти пунктов российского базиса вполне достаточно для того, чтобы четко обозначить отсутствие любых стратегических планов в руководстве страны, так как на таком базисе нельзя создать никакого будущего. Все, что происходит сегодня – это прошлое, просто в другой оболочке, причем, прошлое не самое лучшее. Именно поэтому российская элита перешла в стадию сохранения того, что удалось создать к нынешнему времени и не имеет, даже не пытается создавать никаких планов на будущее. Разговоры о создании стратегических планов смешны и ничтожны – на каком прошлом собрались создавать русское будущее России, и, что самое главное, какое будущее? Из нашего недавнего прошлого никакого вменяемого будущего не построить. Что можно создать из западной зависимости России? Что можно сделать тогда, когда вся собственность принадлежит офшорным компаниям с целью ухода от выплаты налогов? Как можно развивать российскую экономику и вообще что-то планировать, если трансграничное движение денег непрозрачно для правительства, а валютная система управляется независимым ЦБ РФ в интересах монополий и Запада?
Этот базис никогда не построит свою надстройку, но так и останется базисом, чуждым интересам русского народа и России. Кто и зачем за последние 10 лет два раза проводил девальвацию рубля в интересах российских экспортеров, снижая их внутренние издержки? Почему, в то время, когда российская экономика не дает прироста, состояния олигархов растут невиданными темпами? Все увеличивающаяся пропасть между народом и элитой России вполне устраивает Кремль, в противном случае элита начала бы проводить меры по сокращению этой пропасти. Недавнее совещание в правительстве РФ с металлургами, взвинтившими цены, прекрасно характеризует происходящее в нашей стране – крупному бизнесу зеленую улицу, экономике страны и общественному развитию – красную зону тщательного досмотра. Именно поэтому крупный, олигархический бизнес богатеет, а народ – новая нефть, нищает.
Итак, чтобы составить настоящие стратегические планы развития России, нужно, во-первых, создать такой образ будущего, который был бы направлен на процветание страны и общества, во-вторых, избавиться от того базиса, который был создан в 90-х годах антироссийским западным влиянием. Нужно создавать новый базис, отличный от прежнего, и только в этом случае можно приступать к стратегическому планированию. Впрочем, образ будущего России и русского народа уже есть, но он явно не нравится российской элите, иначе подвижки в эту строну уже бы происходили.