В далеком 1982 году случился конфуз – в 12 номере ленинградского журнала «Аврора» за 1981 год был напечатан рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь». Однако из конфуза разразился целый скандал, ставший грандиозным, ведь 19 декабря 1981 года весь СССР торжественно отмечал 75-летний юбилей Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, и надо же было такому случиться, что рассказ В.Голявкина был опубликован аккурат на 75 странице 12 номера журнала. Главного редактора сняли, а редколлегию существенно проредили. Знаете, что самое поразительное? Членом редколлегии «Авроры» и одновременно первым секретарем Ленинградского областного комитета ВЛКСМ была Валентина Матвиенко. Время иногда подкидывает удивительные шарады! Рассказик В.Голявкина «Юбилейная речь» был удивительно хорош тогда и весьма замечателен сегодня:
Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот — поистине нечеловек! Он живет и не думает умирать, к всеобщему удивлению. Большинство считает, он давно умер – так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту часть! Вот он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он безусловно умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром — он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке. Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я, не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. — Наконец-то, — воскликнул я, — он займет свое место в литературе! Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам на придется ждать. Он нас из разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас.
Это была вступительная часть нашего повествования, которая должна как можно более полно раскрыть всю подноготную главного вопроса российской элиты: как долго президент России сможет возглавлять страну? В этом вопросе нет ничего постыдного, ведь каждый человек хотел бы знать свое будущее, хотел бы соизмерять с этим знанием свои поступки. Безусловно, вопрос российской элиты, который она никогда не озвучит перед президентом, но только в кухонных разговорах, унижает самого президента, но тут уж нечего не поделать – коль скоро президент самый главный источник власти в России и генератор цивилизационных идей, то подобный вопрос далеко не праздный, ибо народ также интересуется: что будет после В.В.Путина? Даже не КТО, а именно – что? Понятно, те, кто наверху подстраховывались с самого начала попадания в президентский пул, создавая зарубежную недвижимость и офшорные счета, потребляя государственные деньги, как не в себя, даже не задумываясь о последствиях, ведь никто не знает дня и часа, в который по телевизору начнут транслировать «Лебединое озеро» и показывать документальные ленты о президенте. Причем, самые продвинутые «пользователи» российской казны опасаются всего: кончины президента, революции, ареста, конкуренции за свое место и стараются как можно быстрее, не пережевывая, заглатывать жирные куски бюджета, не рассчитанного на всех едоков. Важно отметить, что опасения элиты, попытки узнать сроки и времена, создают точно такие же проблемы у президента, ведь, чем дольше он находится на вершине российского Олимпа, тем все больше недоверия у него возникает к своим соратникам, к своим верным помощникам за те двадцать лет «галерного» служения, что они вместе. А как может быть иначе, когда президент знает о них все: об их подлости, зависти, жадности и психических расстройствах? Знает о том, как они развлекаются и когда приложились к запрещенным веществам с целью расширить собственное сознание. Как он может доверять им? Ведь они послушны воле президента только до той поры, пока он держит все в своих руках, а если вдруг занеможет, и серьезно, ведь возраст уже не молодого человека, несмотря на ту медицину, которая доступна президенту, то финансовые потоки могут попасть к другим, чего допустить никак нельзя. Итак, Кремль думает о будущем, не может не думать, и это будущее все туманнее и туманнее, а мы все думаем о том, что будет после В.В.Путина. Не можем не думать, ведь это наше будущее. Будущее в иных условиях, с иными первыми лицами и их товарищами.
Самое удивительное, что все смотрят друг на друга, смотрят на президента, президент смотри на них, но из всех углов несутся невысказанные мысли о внезапной смерти первого лица. Что будет с российской элитой, ведь кормовую базу отберет сменщик, что будет с зарубежными активами российской элиты, ведь после В.В.Путина никто из них Западу не нужен, кроме «ходячих архивов»? Знаете ли, что самое удивительное сегодня? Российская элита сверяет время по М.Горбачеву. Жив первый президент СССР – жив и нынешний, ведь, минуя Б.Ельцина, В.В.Путин наследует именно М.Горбачеву, сделавшему возможной либерально – демократическую республику в России. Все они, поднимаясь утром от тревожного сна, первым делом, желают многих лет жизни М.Горбачеву, а уже затем – президенту России. Мистика власти штука опасная и вредная одновременно, ибо каков подъем на вершину, таково и падение вниз. Никто не желает лишиться должностей, денег, влияния, поэтому со всех сторон слышаться слова горячей молитвы о здравии президента. Но ведь придет и его срок когда-нибудь! Никто не знает, когда, но президенту не миновать участи любого человека, насколько бы не был он богат и велик. Естественно, В.В.Путин не может сказать никому из своего окружения: завтра я уйду, так как еще сегодня он немедленно становится «хромой уткой» по-американски и его перестают замечать. Могут только спросить о том месте, где президент хотел бы жить, но все остальное – молчок. Поэтому российская элита, и боится неизбежного, и ждет, как ждут те, кто задается вопросом: что дальше?
Может быть, поэтому речи президента такие невнятные, неконкретные, что и в Администрации президента тоже ждут, но не показывают своего интереса на людях? Вопросы здоровья первого лица страны никогда не бывают праздными, ибо они связаны с тем будущим, которое тут же обрушится на всех граждан нашей страны и на всю российскую элиту. Беда приходит тогда, когда ее не ждешь. Никто не знает ни дня, ни часа, не может достойно подготовиться к встрече с вечностью, так как даже не понимает: что, значит, достойно? Это как? Раньше, в стародавние времена всем было понятно: умер знатный человек и для него приготовлены даже его рабы в будущем веке, чтобы он ни в чем не имел нужды. А что делать сегодня, когда материальный мир почти полностью поглотил мир духовный? Что взять с сбой, а что оставить здесь, спрятав получше от любопытных глаз последователей, которые обязательно будут копаться в грязном белье? И еще: стоит ли дожидаться естественного конца, понимая, что только пост президента убережет от всяких неприятностей, или уйти заранее, чтобы не опасаться насильственного отправления в вечность? Каждый из правителей сам решает свою судьбу. Б.Ельцин выбрал новогоднюю ночь и решил объявить об уходе, выступая под новогодней елочкой, знаменуя, как бы подарок всем «дорогим россиянам», уставшим от президента, а не самого Б.Ельцина от непосильной службы, когда он сделал «все, что мог».
Осталось два месяца до новогоднего обращения В.В.Путина к гражданам России. Что президент скажет всем нам? Год был сложный, мы боролись с пандемией, но, благодаря слаженным действиям власти и гражданской позиции населения страны, опасность миновала. Надеюсь, следующий год принесет всем нам только радость. Ах да, на фоне коронавируса нужно пожелать «россиянам» здоровья и сил для преодоления ковидной напасти в будущем. И так, каждый раз: год был не простой, но мы все молодцы, так как преодолели новое испытание. Тома написанных поздравлений, выступлений, пресс-конференций, обращений к гражданам страны – все это наследие прошлого, а не настоящего, ибо настоящее должно создавать будущее, чтобы не оказаться в прошлом. Что делают в момент произнесения речи президента? Наливают в бокалы шампанского, накладывают в тарелки салат оливье и отгоняют детей от новогодней елки с подарками. Кому в этот момент интересен президент? Но, когда Б.Ельцин под елочкой говорил о том, что он сделал все, то миллениум засверкал необыкновенными красками и переливами – уходящего президента слушали все, отставив в сторону свои дела. Когда-нибудь, нынешний президент привлечет к себе внимание, сказав неожиданное и важное, а не шаблонные слова ни о чем. Кто знает, может быть это будут слова в контексте рассказа В.Голявкина «Юбилейная речь»: «Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас»? Обрадовать памятью, наследием и даже благодарностью тех, кто встал на ноги после разорения дефолтных 90-х. Пусть никто не подумает, что многие ждут неизбежного от президента – ничуть. Желать чужой смерти, означает, в первую очередь, желать собственной, но подготовиться к неизбежному нужно. Ибо неизбежное – это будущее, которое обязательно наступит, независимо от нашего сознания.
И последнее. Непрерывность духовной жизни любого человека в наследниках, так как отец передает наследие сыну, тот передает дальше. От рода в род, от эпохи в эпоху, и только в России все иначе. Прервали наследственность Государя Императора Николая II – прервали любую наследственность в России. Ленин не оставил наследника, Сталин не оставил наследника, Горбачев ушел с позором, Ельцин был под елочкой, теперь В.В.Путин. Так что же после президента, если нет никого? Кому нынешний глава государства передаст власть в России и какой образ будущего он передаст своему преемнику? Только не сегодняшнее положение дел в России, иначе последователю нынешнего президента не усидеть в кресле и года. Если сложившаяся ситуация продлится еще немного – то передавать будет некому, никто не захочет собирать воедино части целого, так и не соединенного наследия М.Горбачева. Но есть один, самый важный выход из этого проклятия революции 1917 года – это создать русскую, самодержавную монархию руками президента В.В.Путина, инициировав Всероссийский съезд народных представителей. Нужно связать воедино разорванное, тогда и елочка не понадобится. Может нынешний президент пойти на этот шаг? Нет, не может, так как своими руками перечеркнуть 20 лет «галерного труда», вывести из равновесия российскую элиту с неизвестными последствиями – на это президент пойти никогда не сможет, в особенности зная его нелюбовь к действиям под обстоятельствами, которые выше него. Так, что же в итоге? Вспоминаем потрясающий по своей прозорливости рассказ В.Голявкина и живем своей повседневной жизнью, ведь нас не касается гениальное наследие нынешней власти, как не касалось в свое время наследие Л.И.Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», немедленно забывшееся после внезапной смерти генсека на день милиции.
Последний путь любого человека, включая президента огромной страны, это то, что он оставляет на земле, ведь с собой он может забрать только то, что делал, во что верил, кого любил, а также весь тот негатив, который он произвел собственными действиями или словами. Из каждого дня, из каждого мгновения вычленяется главное и записывается в невидимую книгу личности, которая затем становится или благословением, или проклятием. Ничего изменить уже нельзя. Поэтому, подытожить этот текст нужно следующим изречением английского поэта Джона Оуэна (1607 год):
То, что короли боятся слышать, а их слуги – говорить,
Тебе говорит сама молва: помни, что и ты смертен