Снова поднимается вопрос о запрете зарубежной недвижимости для чиновников. Вообще сама постановка владения недвижимостью за границей для человека, принимающего важные политические, экономические, социальные, правоохранительные и судебные решения, выглядит дико и антинародно. Разделенные на законодательную, исполнительную и судебную власть в России, представители государства в любом качестве не могут владеть зарубежным имуществом, средствами в иностранных банках и обладать вторым гражданством. Невозможно представить законодателя, создающего законы для всех граждан России, нарушающего этический кодекс народного избранника, ведь в данном случае, владея иностранной недвижимостью, законодатель становится слугой не народа, а имущества, денег, зарубежных институтов влияния в России. То же самое касается исполнительной власти, которую выбирают депутаты, получившие народную легитимность. Как можно заботиться об интересах России и ее гражданах, если эта деятельность совмещается с заботой о собственной недвижимости и иностранных счетах? В этом ряду также важный спрос о судьях, чья недвижимость, счета, гражданство должны быть пристально изучены спецслужбами. Никто, ни депутат, ни чиновник, ни судья, ни представитель силовых ведомств не может жить лучше, чем это позволяет его заработная плата. При этом, владение собственностью женами и детьми, ближайшими родственниками не может считаться оправданием, так как работа депутатом, чиновником или судьей подразумевает жертвенное служение на благо Родины, а не укрепление собственного благосостояния. В России, к сожалению, не работает кодекс чести для представителей власти, бизнеса, силовых ведомств. Это неправильно, так не должно быть!
Нравственность нужно, необходимо возрождать в России, где принуждением, где личным примером, а где и созданием образов в СМИ и в культуре. Но общество не сразу, не вдруг станет нравственным, прежде всего потому, что сам принцип частной собственности и капитализма разъедает человека, делает его нечувствительным к государству, к своим работникам и вообще к людям. Бизнес в России не социально ответственен во многом потому, что социальная ответственность бизнеса ничего не дает предпринимателям – ни уважения в народе, ни снижения налогов, ни даже собственного удовлетворения от благих дел. Весьма примечательно, как в Российской Империи развивался бизнес и как он сказывался на трудовых отношениях в производстве. Особой заботой Государя Императора Николая II было снижение кабальных условий труда рабочих, через снижение рабочего времени, введении социальной ответственности фабрикантов, улучшения условий труда и быта рабочих. И эти меры работали, бизнес старался быть честным, насколько возможно, с рабочими. То же самое происходило в СССР, где трудовые отношения перешли на новый уровень. Почему ничего этого нет в современной нам России?
Бизнес в России, начиная с 90-х годов, стал каким-то хищническим, а, благодаря непродуманной и во многом скопированной с Запада налоговой системе, предприятия до сих пор предпочитают часть своей прибыли не показывать налоговым органам. Выдача зарплаты в конвертах остается, обналичивание средств работает, но наживаются на этой подпольной системе правоохранители и чиновники, курирующие обналичку. Почему так, во всем ли виновата налоговая система? Скопировав с Запада принципы ведения частного предпринимательства, налогового кодекса, государственного капиталистического устройства, в России не скопировали социальную ответственность любого бизнеса, социальную ответственность государства. Предполагалось, что вначале нужно разрушить советскую систему хозяйствования, а уже затем перейти к формированию новых общественных и производственных отношений.
Но вместе с социализмом СССР выплеснули все то хорошее, что было при социалистическом строе, причем выплеснули намеренно, приговаривая: «Рынок все сам устроит». Не устроил, но те, кто положили российское достояние в свой карман мгновенно проявили себя с самой хищнической стороны, добиваясь ослабления государственности России, которая мешала им предельно просто грабить кладовые страны и пускать по ветру благосостояние граждан России. Созданные условия хозяйствования настолько детерминировали спад в 2014 году, что из этого падения не могла вырваться ни экономика, ни государство. Однако те, кто получили в свои руки несметное богатство, постоянно обрастают все новыми и новыми барышами, ничем не помогая гражданам и государству. Хищническая политика бизнеса, несомненно, вызвала противодействие в народе тем ценностям, что принесла с собой приватизация госсобственности.
Коль скоро ухудшение, буквальное разграбление достояния страны, ее финансово-экономической системы происходит постоянно и неуклонно, то, по принципу ньютоновской физики, бывшей все же философией естествознания, действие всегда равно противодействию. В народе создался и развивается протест против тех методов хозяйствования, которые ныне происходят в России. Но есть такая же опасность, как и в случае приватизации 90-х: вместе с водой может быть выплеснут принцип частного предпринимательства, которое, тем не менее, позволяет людям реализовывать собственные идеи, планы и достаток. Социалистическая уравниловка не всем нравится, поэтому, громя капитализм, нужно ко всему подходить с умом, а не кидаться из одной напасти в другую. При этом нужно помнить, что, меняя принцип хозяйствования и отношение к собственности в рамках государства, не решается базовый принцип нравственности населения, как в среде простого народа, так и в среде элиты.
Разве мало было подлого во время СССР, разве уравниловка позволяла развивать производительные силы общества так, как этого хотели в Политбюро ЦК КПСС? Нет, уравниловка тянула страну назад, а нравственные ценности, поддержанные правящей партией, во многом были направлены на удержание людей в рамках коммунистической идеологии правящей партии. В конечном счете, был суррогат нравственности, но не ее подлинное распространение во всех общественных категориях. Ныне же, никто в правящей элите даже не озаботился хотя бы наличием суррогата нравственности, лишь делая вид, что нравственность в обществе достигается на уровне культурных мероприятий, помощи РПЦ и правильных слов в посланиях и выступлениях президента. Этого колоссально мало – нужна планомерная и постоянная работа, которая абсолютно не ведется. Почему? По той простой причине, что власть не может преодолеть условия приватизации, создавшие иное государство, иное общество и отношения внутри него. Нельзя при существующих отношениях во власти, бизнесе, в обществе изменить те принципы, которые создавали нынешнюю государственность. Только изменяя принципы государственности России можно начать процесс создания нравственного общества и нравственной власти в иных способах хозяйствования общества.
С чего нужно начинать? С прекращения разграбления страны и общества теми, кто в 90-х получил столько, что не мог не поделиться с Западом, навязавшим Ельцину чуждые для русского общества принципы единоличности и конкуренции в приобретении собственного, а не общественного успеха. Само по себе богатство – это инструмент, но чего? Личной гордости, личного превозношения над толпой, личного могущества или ответственности перед обществом и государством за приобретенное, а не созданное кропотливым трудом, богатство. Бизнес в России, основывающийся на народном богатстве СССР, не может не быть социально и государственно ответственным, не может обращать достояние страны на свое и сопровождающую власть обогащение. «Нужно делиться» — это не просто слова президента России, но и призыв быть ответственным гражданином. Не понимающие этого принципа, должны быть лишены той собственности, которую они не создавали. Государство – это не только распределитель средств, но и орган принуждения, как народа, так и бизнеса.
Нельзя смотреть, как это утверждал А.Чубайс, на частную собственность и бизнес, как на священную корову – никто не может быть над законом, только Царь, да и тот, пока закон действует, подчиняется праву закона, а не своим собственным желаниям. Анархия разрушает государственную ткань, приводя ее к нынешнему виду лоскутного одеяла. Каждый гражданин России должен понимать, что наша страна и народ живут в условиях севера, в условиях внешней агрессивности и зависти к нашей огромности, к нашей народной воле и способности собираться воедино, когда требует необходимость. Поэтому, нужно понимать, даже в условиях мира все мы на войне – войне ментальной, войне смыслов и символов. От того, как устроено наше общество, как устроено наше государство, какие принципы лежат в основе жизнедеятельности всех и каждого, зависит устойчивость России, как общего дела, а не только Кремля.
Моральный кодекс каждого гражданина России обязан быть, и направлен на благо всех, а не избранного меньшинства. Нет ничего выше служения Отчеству, служения своему ближнему – это в условиях республиканского строя. Владея собственностью, производя добавочную стоимость, можно обращать ее не только на собственное потребление, но и на благо всех. А государство должно, наконец, перестать быть ночным сторожем капитала, а должно стать общим делом всех. Где-то социальными и производственными поблажками, где-то принуждением и создания таких условий хозяйствования, когда воровать и лгать будет не только невыгодно, но и опасно. Без соединения народовластия и элиты такого взаимодействия не достичь, но ныне партийная представительная Государственная Дума заменила собой подлинное народовластие, которое должно быть, просто обязано существовать в России. Не было бы узурпации Ельциным власти, на которую он не имел никакого права, не было бы и приватизации, не было провала 90-х и 2010-х. Вполне возможно, что предпринимательство и государство, общество и власть создали такие условия существования и развития, при которых экономика страны и благосостояние граждан росло неуклонно и постоянно в стране.
Почему такое возможно в Китае, где до сих пор есть КПК, но невозможно в России, где партии ГД РФ представляют собой агломерат Администрации президента, а не народовластие в его самом важном аспекте? В каком? В единении власти, элиты и народа, в создании механизма нравственных начал и пресечения любых попыток реваншизма того, что случилось в России в 90-е годы прошлого века. Нужно понимать, что кодекс чести каждого гражданина – это не просто слова и не клятва – это система ценностей, мировоззрение нацией русской цивилизации России, где каждый гражданин является частью общего дела, а все вместе создают то будущее страны, которое должно привести к лучшим результатам труда и развития всех сил нашего общества. Нельзя России и русскому народу без кодекса чести, без создания таких условий существования, когда личное становится общим, а общее становится личным. Народ созидатель не должен жить поодиночке, не должен быть поденщиком у господина, который презирает и грабит труженика. Все должно быть устроено так, чтобы нравственные ценности доминировали над материальными. Естественно, такой процесс происходит не вдруг, не тотчас, но нужно хотя бы положить начало общественной и личной нравственности, и начинать надо одновременно с низу и сверху, иначе ничего не получится.