Конституционная монархия или бонапартистская идея в России

В предыдущих статьях по Конституционной монархии были рассмотрены три варианта монархий, ограниченных законом и парламентом: Конституционная автократическая монархия с преобладанием самодержавной власти перед парламентаризмом республики, Конституционная дуалистическая монархия с зависимостью монарха от Государственного совета и канцлера (председателя Совета министров), который визировал все указы Царя, и Конституционная парламентская монархия, где монарх приносит присягу перед парламентом, имеет ограниченные возможности руководства страной и представляет собой республиканского президента с пожизненным сроком осуществления своих полномочий. Самыми устойчивыми образованиями были признаны Конституционная самодержавная монархия, опирающаяся на народовластие и общегосударственную собственность, и Конституционная парламентская монархия, опирающаяся на партийную демократию и частную собственность. Конституционная дуалистическая монархия призвана самой неустойчивой формой власти, неизбежно ведущей к установлению диктатуры, как это произошло в двух дуалистических монархиях в России и в Германии. В схватке двух диктатур (пролетариата и коммунистической партии, нацизма и НСДАП), победила та сила, где идеология масс оказалась сильнее идеологии вождизма. Сама идея необходимости утверждения в России Конституционной монархии возникла из необходимости реформирования общественно экономической формации переходного типа в нынешней России, так как в будущем государственном строе должно быть соединено то лучшее, что позволило России сохраниться в XX веке самодержавие и социализм народовластия. Монарх должен стать арбитром, третейским судьей между всеми государственными и общественными институтами, но не как президент, зависимый от парламента и собственного окружения, то есть от бюрократии, а как суверенный пожизненный лидер России, применяющий общегосударственную собственность для блага народа и страны, а народовластие для единства самодержавия и народа.

Снова обратимся к работам историка и доктора философии А.Н.Медушевского, в частности, к его работе Бонапартистская модель власти для России 2001 года:

Широкие слои населения привыкли к демагогическим утверждениям о нелегитимности ельцинской конституции, политики не скрывали своего чисто инструментального подхода к ней, а интеллектуалы видели во внесении поправок гимнастику для ума. В результате проблема конституционной реформы, во всех странах являющаяся очень трудным делом, в России уже сейчас воспринимается многими (в том числе политическими деятелями) как едва ли не техническая проблема. Эти наблюдения позволяют сделать ряд предварительных заключений о существе предлагаемого обществу проекта преобразований: во-первых, речь идет об изменении всего конституционного строя и политического режима, во-вторых, эти изменения, по-видимому, имеют отнюдь не спонтанный характер, но планируются и осуществляются, вероятно, из единого центра, в-третьих, их системный анализ позволяет уже на этой начальной стадии обрисовать общие контуры той политической и правовой системы, которая вытекает из их реализации. Для постсоветского конституционного процесса таким доминирующим ориентиром (если не считать американской модели, общей для всех президентских систем) стала, безусловно, французская модель Пятой республики. Она сохраняет свое влияние и в настоящее время, что выражается в определении российского Основного закона как голлистской конституции без де Голля.

Итак, нынешнее руководство Государственной Думы, Администрации президента Российской Федерации задумали привести Конституцию Б.Ельцина в подобие французской конституции, где роль президента меньше, чем в современной России, а парламента выше.

Конституция Франции

Ст.1 Франция является неделимой, светской, социальной, демократической республикой.

Ст.2 Девиз Республики Свобода, Равенство, Братство. Ее принцип — правление народа, народом и для народа.

Ст.3 Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.

Ст.5 Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства.

Ст.8 Президент Республики назначает Премьер-министра.

Ст.9 Президент Республики председательствует в Совете министров.

Ст.12 Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.

Ст.19 Акты Президента Республики контрасигнуются Премьер-министром.

Ст.20 Правительство несет ответственность перед Парламентом.

Ст.35 Объявление войны разрешается Парламентом.

Ст.39 Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и членам Парламента.

Ст.54 Если Конституционный совет по запросу Президента Республики, Премьер-министра или председателя одной из палат заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на ратификацию или одобрение этого международного обязательства может быть дано только после пересмотра Конституции.

Ст.55 Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или утвержденные, имеют с момента их опубликования силу, превышающую силу внутренних законов.

Ст.65 Председателем Высшего совета магистратуры является Президент Республики.

Ст.68 Президент Республики может быть смещен лишь в случае невыполнения им своих обязанностей, решение о смещении выносится Парламентом.

Ст.88-2 Франция соглашается на передачу некоторых полномочий, необходимых для учреждения Европейского экономического и валютного союза.

Ст.89 Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, а на рассмотрение Парламента, созываемого в формате Конгресса. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

Итак, основные и важнейшие положения Конституции Франции:

  1. Масонский девиз Свобода, равенство, братство Великой французской революции 1792 года сегодня стал наднациональной идеей Глобального государства,
  2. Президент Франции возглавляет орден Почетного Легиона в статусе Великого магистра ордена,
  3. Президент является арбитром между всеми ветвями власти, но без руководящих полномочий,
  4. Акты президента визируются (утверждаются) председателем правительства (премьер министром),
  5. Правительство ответственно перед парламентом,
  6. Законодательная инициатива принадлежит премьер министру и парламенту,
  7. Международное право выше суверенного,
  8. Конституция приводится в соответствие с заключенными договорами, то есть с международным правом,
  9. Суверенитет Франции поделен с ЕС,
  10. Парламент единолично, без общегосударственного референдума, может изменять Конституцию.

Таким образом, президент арбитр, подчинен парламенту и премьер министру, роль парламента огромна, так как ему подотчетны президент и премьер министр, Конституция находится в руках парламента. Как видим, во Франции построена модель, которая постепенно трансформировалась из Конституционной монархии, пройдя все пути от авторитаризма бонапартистской республики до устойчивого парламентаризма с элементами космополитизма Жака Аттали. Естественная передача части суверенитета Франции органам управления Евросоюзом была необходима Парижу для постепенной трансформации национального государства в конфедеративный Союз государств Европы, своего рода Соединенные штаты Европы, однако дальнейшее движение в сторону большего отказа от суверенитета в пользу Брюсселя, было заторможено противодействием европейских элит, предпочитающих иметь национальную защиту своим активам, нежели остаться один на один с коллегиальным европейским органом власти, который в обязательном порядке, по мере своего укрепления, проведет перераспределение общеевропейской казны, существенно ущемляя финансовые интересы национальных элит. Можно констатировать, что наднациональный характер французской Конституции является промежуточным этапом европейского парламентаризма перед возвращением двух, уже забытых форм государственной власти диктатуры и абсолютизма монархии, то есть республиканский парламентаризм, в силу начавшихся процессов децентрализации, уже не так важен для национальных элит, как в XX веке, особенно после окончания Второй мировой войны.

В противоположность актам разгосударствления, действующим во Франции, А.Н.Медушевский в своей работе Бонапартистская модель власти для России указывает на метод усиления государственного контроля, как переходный период от Конституционного парламентаризма к Конституционной автократической монархии (бонапартизму):

Централизации власти и управления, дополненная реформой основных политических институтов государства (Совета Федерации), и в этой перспективе обращает на себя внимание концепция Государственного совета института бонапартистской системы власти, заимствованной М.М.Сперанским в России. Другой стороной того же процесса стала борьба за усиление государственного контроля над финансовыми потоками, ресурсами с целью недопущения их использования против реализуемой концепции власти. Реальные предпосылки для бонапартизма в России возникли лишь в постсоветский период, когда сформировались первые признаки дуализма формирующегося гражданского общества и государства. Можно констатировать, что высказанный нами ранее прогноз о перспективах развития мнимого конституционализма близок к реализации.

Обратимся к первоисточнику вышеприведенных высказываний А.Н.Медушевского Конституции Франции, ее избранных положений:

Конституция Франции 1852 года

Ст.2 Управление французской Республикой доверяется на десять лет действующему Президенту Республики, Принцу Луи-Наполеону Бонапарту.

Ст.3 Президент Республики управляет посредством министров, Государственного совета, Сената и Законодательного корпуса.

Ст.4 Законодательная власть осуществляется совместно Президентом Республики, Сенатом и Законодательным корпусом.

Ст.5 Президент Республики ответственен перед французским народом, к которому он всегда имеет право обратиться.

Ст.8 Только Президент обладает правом законодательной инициативы.

Ст.13 Министры подчинены только главе государства.

Ст.14 Министры, члены Сената, Законодательного корпуса и Государственного совета приносят следующую присягу: Я клянусь исполнять Конституцию и быть верным Президенту.

Ст.21 Сенаторы несменяемы и назначаются пожизненно.

Ст.36 Депутаты Законодательного корпуса избираются на основе всеобщих выборов, без голосования по спискам.

Ст.49 Председателем Государственного совета является Президент Республики.

Итак, основные черты бонапартистской Конституционной монархии Франции:

  1. Исполнительная власть находится в руках Президента (Императора),
  2. Законодательная инициатива принадлежит исключительно Президенту,
  3. Правительство и парламент присягают на верность Президенту,
  4. Высшая палата парламента несменяема, нижняя избирается по одномандатным округам (в современном прочтении).

Таким образом, бонапартистская система власти, как верно заметил А.Н.Медушевский, являет собой автократию с элементами республики парламента, но без политических партий, которые являются частью парламентской республики, где президент зависим от парламента, а, во французской редакции, еще и перед премьер министром. России подходит только тот вариант, где в полной мере реализуется пожизненная власть президента (монарха), которому принадлежит законодательная инициатива, власть его ничем не ограничена (никто не визирует указы монарха), кроме его же собственно утвержденных законов, которые монарх обязан соблюдать в рамках принятой Конституции, почин в представлении которой принадлежит исключительно монарху. При этом парламент, состоящий из двух палат Государственной Думы и Государственного Совета, где Госсовет избирается пожизненно и возглавляется монархом, а Государственная Дума избирается каждые пять лет по одномандатным округам, исключая партийные списки, состоит на службе народа и монарха. На службе народа находится Государственная Дума, избираемая прямым тайным голосованием, как представительная палата от всех слоев населения, имеющая право выступать с законодательной инициативой в рамках своих полномочий и Государственный Совет, чьи члены назначаются по представлению Государственной Думы лично монархом, включая, в обязательном порядке, глав автономий.

В завершение необходимо снова процитировать работу А.Н.Медушевского Бонапартистская модель власти для России, где автор верно определяет будущие пути развития власти и общественной идеологии в России:

Обращение к современной российской политической мысли позволяет констатировать, что мы стоим у истоков новой политической романтики. Доминирующими мотивами стали критика либерализма и модернизации, вообще отрицание западного пути развития для России. Из всего культурного наследия русской эмиграции межвоенного периода была извлечена евразийская теория, служащая обоснованием особого (антизападного) развития страны. Идея национального государства стала центральной для всего этого спектра консервативной мысли. Неудивительно, что основу искомой политической стабильности консервативные идеологи видят в соответствующей византийско-православной традиции сильной авторитарной власти, стоящей над обществом и наделенной патерналистскими чертами в отношении к нему.

Национальное, суверенное государство может возникнуть только там, где есть сильная авторитарная, желательно наследственная, власть, которая не станет преклоняться перед западными центрами управления глобальными процессами, но предпочтет выстраивать собственную, суверенную политику. Однако не может быть национального суверенитета без самого суверена, который полагает национальное законодательство и национальные интересы выше международного права Глобального государства и всегда следует интересам государства и общества. Именно поэтому России нужна Конституционная монархия, но не европейского образца с парламентской монархией, где монарх приносит клятву Конституции и парламенту, и не с дуалистической монархией образца XIX века, где указы монарха визировал глава правительства или канцлер, которые привели лишь к диктатуре, разрушившей две мощнейшие державы, а Конституционная монархия с автократией Русского Царя, главе исполнительной и законодательной власти, опирающегося на общегосударственную собственность на землю, недра, леса и воды, и самоуправление народа, которое осуществляется посредством советов народных депутатов (муниципалитетов) и Государственной Думы, представляющей интересы народа, а не партийной борьбы за власть. Именно такое единение Самодержавия, государственной собственности и народовластия может дать тот позитивный импульс в развитии страны и общества, который сможет вытянуть Россию из той пропасти, куда она попала благодаря действиям российской бюрократии и западного партийного парламентаризма российского либерализма, соединенного с элитами Глобального государства, конечной целью которых является устройство наднационального всемирного управления под рукой диктатора и при помощи французского лозунга Свобода, равенство, братство.

Архивы