Коронавирус и гражданское общество

Из исследования группы авторов под редакцией Мау, Кузьминова и Садовничего «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» аналитического центра при правительстве РФ. Надо полагать, что либеральные представители ВШЭ и МГУ, принимавшие участие в составлении полностью провалившейся «Стратегии 2020» под управлением МВФ, так же провалят программу мобилизации экономики и общества в целом под задачи преодоления пандемии. Некоторые цитаты из исследования:

Сформированная ценностная установка «именем болезни, во имя нее», может трактоваться как индульгенция, социальное оправдание, легитимизация «идеала безопасности», обосновывающая развертывание мобилизационных сценариев политики во всех сферах экономической, культурной, социальной жизни и оправдывающая в массовом сознании применение различных тоталитарных практик управления в кризисной ситуации. Бегство от сложности и поиска глубинных причин системных социально-экономических кризисов общества с помощью такого универсального «объяснения и оправдания всего», открывает возможности для многих непопулярных государственных мер и маневров, уменьшая риски социального напряжения в ответ на непопулярную государственную политику. В такой ситуации «текучего общества» начинает пробуждаться спонтанный потенциал инициативности, взаимопомощи, потенциал солидарности, в том числе сетевых сообществ, он может дать конструктивные эффекты для перехода к гражданским обществам, в которых опора на горизонтальные связи дает позитивные эффекты.

Удивительная неспособность авторов сего опуса увидеть реальную картину происходящего в России:

  1. Индульгенция на действия власти, носящие во многом ограничительный и предупредительный характер, был присущ только в первую волну коронавируса, когда российская власть ориентировалась исключительно на Запад и на Восток, причем на развитые страны, на их способность сопротивляться пандемии и вводить социальные парашюты для бизнеса и для работников. В целом, нужно признать, что авральные действия правительства были адекватны происходящем событиям, чего нельзя сказать о главах 85 регионов, где любой транш из Москвы всегда становится основой бурной финансово-коррупционной деятельности, что, в первую очередь, сказалось на системе здравоохранения,
  2. В то же время, тотальный «локдаун» не привел к резкому купированию пандемии, не остановил распространения инфекции, но произвел настоящее опустошение в предпринимательской среде. Этому, во многом, способствовало падение цен на нефть и газ с резким уменьшением спроса на российские энергоресурсы за рубежом, что привело к оттоку денег из реального сектора экономики, плюс намеренная девальвация рубля, которая всегда сопутствует выпадению экспортных доходов. При этом обещанного возмещения доходов бизнесу и населению России так и не произошло, однако Минфину удалось рекордно нарастить ФНБ при сокращении поступлений от ценовой разницы стоимости нефти, что невозможно,
  3. Непопулярные меры правительства никогда не прикрывались ранее эпидемиями, но в основном обосновывались нехваткой денег в бюджете или социально-демографическими особенностями населения России, перекладывая собственные промахи на общество, которое при своей тотальной нищете вынуждено нести еще и государственные затраты на социальную политику, что является нонсенсом в любом развитом государстве, где основную социальную нагрузку несет бизнес и богатые, а не нищее и бесправное население. Поставив социальное обеспечение в полную зависимость от самого населения, власть в России не создала гражданское общество взаимопомощи, но еще сильнее вызвала к жизни отчужденность народа от власти, укрепляя принцип нигилистического общества, разделенного на «мы и они»,
  4. Социальная активность населения, принимающего «правила игры» власти по сокращению своих свобод и даже своего кошелька во имя всеобщей безопасности не может быть долговременным, так как гражданское общество, где бы то ни было, собирается только на время преодоления опасности, когда сокращение прав и свобод вынужденно принимается правительством. Но такое гражданское общество не может быть устойчивым, так как снижение потребления общества крайне негативно сказывается на его восприятии действительности и самого влияния власти, допустившего ухудшение экономического положения домохозяйств России. Правительству всегда, за исключением временных трудностей в виде войны или настоящей пандемии, нужно предпринимать все возможные действия по росту благосостояния граждан страны – это основа политики устойчивого государства и успешной власти. Поступающие иначе, создают все условия для роста протестной активности, именно поэтому те положения, которые легли в основу рассматриваемого труда экспертной группы на основе первой волны коронавируса, не могут быть признаны успешными для второй волны, которая полностью опровергла надежды власти на повторение успехов своей политики в первую волну. Нужно предпринимать финансово-экономические усилия, но либеральные власти, в том числе в лице лидеров ВШЭ, ничего не создали за время передышки между первой и второй волной пандемии в России. Не создадут и перед третьей волной, которая неизбежна.

Итак, перед нами очередная «Стратегия 2020», ничего не дающая, ни правительству, ни власти в целом, но только убаюкивающая элиту России, где считают, что вполне можно обойтись только внешними, малозатратными механизмами поддержания спроса, но не населения, а крупных компаний, предоставляя финансовую поддержку из средств ФНБ, где уже половина из 14 трлн рублей стали неликвидными активами. То есть, средства ФНБ бездарно растрачиваются, не создают рабочих мест, не производят добавочной стоимости, но лишь формируют золотые парашюты для элиты, ведь получившие помощь от правительства – это свои, а граждане России – это чужие, на всех не хватит. Президент России сегодня занят откровенным популизмом, желая упростить въезд в страну трудовых мигрантов на стройки капитализма, абсолютно не отдавая себе отчет в том, что время дешевой рабочей силы прошло и возвращать ушедшее время нельзя, так как народ России стремительно нищает и его усредненная заработная плата в целом по стране уже стала ниже заработной платы мигрантов из Средней Азии на стройках Москвы. Создается впечатление, что власть, изрядно утратив свое влияние, не желает руководить страной так, как это было раньше и явно готовится к передаче всех полномочий иной элите, иному первому лицу в государстве. Иначе чем объяснить провалы по всем направлениям государственной политики, которая привела к обвалу экономики страны, никак не связанному с пандемией коронавируса?

Намеренное раскручивание харизмы А.Навального делает из него политика российского масштаба, и даже больше, и, что самое любопытное, за этим приданием всероссийского фактора А.Навальному стоит лично Кремль, производящий явно непродуманные (или продуманные?) действия. Кто сегодня занимается экономикой страны? Все те же: ВШЭ, блок Силуанов – Набиуллина – Греф, чьи интересы лежат в плоскости услужения МВФ, где твердой рукой правят США, а ныне, после своей победы, команда Дж.Байдена, стоявшая за Майданом Незалежности, Крым-наш и Русской весны на Донбассе, то есть, шестилетней войны, в которую была втравлена Россия, чтобы в итоге получить пакет американских санкций, которые подразделяются на видимые, утвержденные Конгрессом, и невидимые, генерируемые МВФ и ВБ. Разве об этом не знают на Старой площади Москвы, в Администрации президента, где формируется вся повестка Кремля? Знают, но предпочитают не ломать консенсус, установленный еще Горбачевым – Ельциным с США. Эта тотальная зависимость от Запада вынуждает сегодня президента проводить всю российскую политику «из бункера», онлайн, лишь изредка принимая у себя тех, кто держит российскую политику и экономику в натруженных руках. Никаких мобилизационных действий в России не происходит, вопреки утверждениям экспертного общества при правительстве Российской Федерации.

Очередная ложь, созданная за государственные деньги, никого в правительстве, а, особенно в экономическом блоке, не приводит в возбужденное состояние, не призывает изменить хотя бы малую толику зависимости от Вашингтона. Именно поэтому главная новость в России – это выборы в США и сама фигура президента Америки, а не внутренние проблемы в нашей Державе, о которых не принято говорить никому, кроме первого лица, выступающего тогда, когда уже ничего нельзя поделать, как с ценами на продуктами питания, которые, как росли, так и растут, по той простой причине, что сетевые магазины ориентируются не на слова В.В.Путина, а на действия ЦБ РФ и Минфина, где ничего не изменилось и не будет меняться в обозримой перспективе. Что изменилась в элите после принятия поправок в Конституцию, хотя прошло уже полгода? Ничего! Где эти очереди из сдающих свои мандаты депутатов ГД РФ и сенаторов СФ? Где отставки судей, прокуроров, чиновников высшего звена, имеющих зарубежные счета и второе гражданство? Ничего нет, и не будет, даже не надейтесь! Эти мероприятия по национализации российской элиты не выгодны, прежде всего США, так как национализация элиты всегда предполагает дальнейшие шаги по национализации недр, финансовой системы и градообразующих предприятий, но в этих ТНК, что управляют Россией, находятся наблюдатели США и Великобритании, поэтому в Москве все спокойно. Нет ни роста, ни будущего!

Архивы