Поэт Серебряного века, монархист Б.А. Садовский:
Мечтать о возрождении России так же глупо, как надеяться на восстановление древней Греции. Люди теперь из другого теста, с другой душой. Им не жалко ломать наши святыни, т. к. колокольный звон для них ничего не говорит, а Гоголь скучен. Прошлое тяготит людей, как кожа змею, и хочется сбросить все. Прежде всего я сознаю, что прошлое навеки кончилось, что Русь погребена безвозвратно, причем на ее могиле не крест даже вбит, а осиновый кол. Теперь монархия отжила бесповоротно, какие бы то ни было надежды на возвращение старого порядка при наступившем ordo novus и новой породе двуногих смешны. России больше нет и никогда не будет.
Это сильные, размашистые строчки о нашем времени, но написаны они были в 1931 году. Поэт, прикованный к постели, живущий в келии Новодевичьего монастыря в Москве, остро ощущал беду России, тот водоворот событий, который навсегда вывел из России нынешней Россию прежнюю, дореволюционную, степенную и крестящуюся широким крестом – не походя, не лишь бы как, но с чувством, не спеша, вкладывая в этот акт все прежние поколения русских людей, столетия православия в России. Нет больше того креста, во всем торжествует новый порядок! И этот новый порядок не допустит ренессанса русского монархизма. Об этом же говорил осенью 2008 года, за два месяца до своей смерти Святейший Патриарх Алексий II, отвечая на вопрос о восстановлении Самодержавия в России:
Россия не должна быть монархическая, народ сам должен избирать свою власть, и сейчас в демократический век мы не можем монархический строй восстановить. И не всегда наследники бывали достойны своих родителей.
Самое удивительное то, что эти горькие и полные непонимания исторической миссии России слова, сказаны были, в том числе, и о Николае II, прославленном в лике святых в 2000-м году. Возникает стойкое сомнение в том, что на этом мистическом акте настаивал Алексий II, негативно относящийся к монархии, что прямо следует из его утверждения, но Господь поругаем не бывает. Канонизация Царя не может быть не направлена в будущее, ведь Церковь канонизировала не историческую личность, а саму возможность наследования Русского Престола, так как церковным признанием была отвергнута вся ложь, которая накопилась за это время вокруг имени последнего Царя Николая II. Отвергнув ложь, отвергается то, что создано было на крови Царственных мучеников, и главная канонизация XX века предстает перед нашим взором совсем иным действием, нежели церковным признанием величия подвига Государя Императора Николая II. Канонизация святого Царя делает реальностью восстановление Русского Престола в России, наделяет грядущего Русского Царя не просто преемственностью от Николая II и от Иоанна Васильевича IV Грозного, но и всеми качествами русских царей – Помазанников Божьих. Эта мистика Самодержавия довлела над Поместным Собором 2000 года, довлела над канонизацией святых Царственных мучеников, довлеет и сегодня, когда даже в церковной среде не окончены споры о Николае II, не говоря уже о многочисленной пастве РПЦ. Создав условия возрождения Самодержавия в России, нам ли нынешним сомневаться в том, что этот мистический акт произойдет? Это невозможно, не мыслимо – сомневаться! Но понятно одно – прежней России, времен русского монархизма, уже не будет – она навсегда скрылась за горизонтом.
Продолжительность экспериментов над русским народом и Россией давно превысила точку невозврата, поэтому нужно отдавать себе отчет, что прежней, православной, намоленной столетиями, России, уже не будет – ее не на чем создавать, так как утрачена главная основа размеренной, православной жизни нашего Отечества – крестьянство. Нет больше той среды, которая величала Царя и Бога, нередко ставя Помазанника Божия на место Самого Бога, не от скудоумия, а от глубокой веры в Богом установленный порядок. Разве такое может произойти сегодня? Нет, не может, по той простой причине, что почти 80% населения страны живут в городах и не имеют никакого отношения к земле, к вековому Русскому полю, к длинным зимним вечерам в кругу семьи за чтением Псалтыри или житий святых Земли Русской. Ушли из России крестьянство и патриархальный образ жизни, ушла из народной жизни семейная церковь с главой семьи – все стали равноправны, независимы и несчастны. Можно ли в нынешнем несчастье обрести Помазанника Божия – Русского Царя? Нельзя! Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18-27). Только Бог может создать условия для возрождения русского монархизма в России, особенно теперь, когда ничего подобного невозможно, ни ментально, ни нравственно, ибо оскудела душа русского человека от двух экспериментов – одного социального, а другого ментального, когда Бог, на минуту появившись в русской жизни, начал снова изгоняться из ее многопопечительности. А как без Бога восстановить утраченное – русское, православное Самодержавие? Невозможно!
Следовательно, происходящие ныне события идут своим чередом, как шли они в позднем, брежневском застое СССР, и ни одна сила не могла изменить происходящих событий, нацеленных на сокрушение молоха КПСС с последующим крахом СССР, так как, одно не могло существовать без другого. Нынешняя республика РФ вообще, непонятно, на чем держится и кем управляется, так как представляет собой лоскутное одеяло из 85 регионов со своим правительством, думой, губернатором и прочими институтами экономического и социального развития. В каждом регионе есть собственная элита, судьи, силовики и чиновники, для которых слово президента равно пустому звуку, дешевле бумаги, на которой напечатан очередной указ президента. Всем правит клан губернатора, а в Москве всем правит клан президента, который распределяет между регионами деньги и задача губернатора сводится лишь к получению этих денег, а дальше наступает деление пирога на части. Собственно, ничего иного нет, кроме движения денег, но деньги инструмент, а правят люди. Именно поэтому в России угасает все, к чему прикасается власть, центральная ли, региональная ли – неважно, ибо любая власть замешана на денежной закваске, кроме Самодержавия, но именно поэтому возрождение русского монархизма сегодня невозможно, ибо общество живет в денежных потоках, думает категориями денег и мечтает только о деньгах, как и о власти, дающей эти деньги. Лишь небольшое, ничтожное количество людей живет иначе, соизмеряя свою жизнь с Богом, но эти островки благочестия ничтожны, ни на что не влияют и не способны изменить российскую действительность. Все кончено, русский монархизм невозможен, у Николая II никогда не будет наследника, которому святой Царь мистически передаст Престол?
Не все так очевидно, как кажется! День Господень всегда приходит в тот момент, когда его не ждешь, когда уже нет никакой надежды и невозможное вдруг, мгновенно становится возможным. Таково чудо Божие, которое человек очень часто не видит, не понимает и даже ругает. Почему так происходит? От духовной слепоты, от маловерия, от привязанности к земному, отчего происходит отвержение Небесного, ибо земное никогда не бывает тождественно Небесному. Так говорит Господь:
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. (Ин 15-19)
Для России Помазанник Божий явно не от мира, но от Бога, поэтому мир заранее ненавидит Самодержавие, ведь наш нынешний мир живет во Временном правительстве марта 1917 года, живет в аресте Государя Императора Николая II, наследует цареубийцам 17 июля 1918 года в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Имея такое наследие, что нужно сделать, чтобы мир вдруг полюбил Небесное, Божие? Нет ответа, ибо своим скудным умом нельзя понять Домостроение Божие, нельзя постигнуть тот замысел Творца всего сущего, который пребывает буквально в каждом дне, в каждой минуте, секунде нашего, русского и российского бытия. Сам факт прославления в лике святых последнего Царя – Николая II невероятен, немыслим, невозможен, но, тем не менее, Николай II и вся его семья прославлены и служба им утверждена, и люди молятся у икон святого Царя, обращаются к нему с просьбами и, что важно, получают просимое. Но самая главная просьба пока еще не осуществилась – время не пришло. Когда же оно, это время придет, ведь в России дела идут все хуже и хуже, лоскутное одеяло, связанное деньгами и больше ничем, уже давно трещит по швам и никто не может его сшить, ибо никакой созидательной силы у нынешнего чиновничества, занятого распределением денег и налаживанием все новых и новых коррупционных связей, нет, и быть не может, ибо наследует это российское чиновничество большевикам РСДРП(б), наследует нынешняя РФ РСФСР образца 31 января 1918 года, а не Российской Империи Николая II. Без Царя ничто не связывает нынешнюю РФ с РИ, но именно Самодержавие больше всего ненавидимо в правящей элите России, так как ниспровергает саму элиту, делает ее ненужной. А, коль скоро, дело обстоит именно так, то вся президентская рать, все чиновничье войско будет самым непримиримым образом бороться с самой возможностью восстановления Самодержавия в России, используя для этого все средства.
Однако нельзя изменить того, что предначертано в святых пророчествах, что явлено всем нам в канонизации Николая II, в постоянных попытках наделить нынешнюю Россию преемственностью с тысячелетней Русью. То есть, есть стойкое желание наследовать патриархальной России, которая не может быть никакой иной, кроме Самодержавной, возглавляемой Помазанником Божьим. И этот дуализм нынешней России подспудно, незаметно создает в нашем народе возможность и необходимость реставрации Самодержавия, без которого невозможно возрождение России и русского народа. Невозможно возрождение Русской Церкви и самой русской жизни нашего государства, невозможно возрождение духовности, нравственности и национальной культуры нашего народа.