Цитата из статьи Ф.М.Достоевского под названием «Мечты и грезы», опубликованная в издании «Гражданин» в 1873 году:
Нам во что бы ни стало и как можно скорее надо стать великой европейской державой. Положим, мы и есть великая держава; но я только хочу сказать, что это нам слишком дорого стоит — гораздо дороже, чем другим великим державам, а это предурной признак. Возьмите наше пространство и наши границы (заселенные инородцами и чужеземцами, из года в год всё более и более крепчающими в индивидуальности своих собственных инородческих, а отчасти и иноземных соседских элементов), возьмите и сообразите: во скольких точках мы стратегически уязвимы? Возьмите, наконец, просвещение, то есть науку, и посмотрите, насколько нам нужно догнать в этом смысле других. По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать по крайней мере столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель — это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? — все-таки людей не наделаете. Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а только веками выделываются.
Главные мысли Ф.М.Достоевского, которые могут быть приложены к современной русской Державе: 1. России быть великой Державой слишком дорого обходится, 2. Наша огромность требует постоянной защиты и слишком много денег для поддержания того уровня, который для Запада давно считается нищенским, 3. Большое количество этнических окраин требует стратегического планирования развития этих народностей, которые слишком подвижны и могут быть вовлечены Западом в раздел России, 4. Упадок образования и научного развития нашего общества, несмотря на обилие высших учебных заведений, требует постоянного внимания и специального финансирования, так как учителя нужно выращивать всей нашей русской цивилизацией, а не одномоментно, по приказу из Кремля, 5. Главной заботой Кремля должны быть люди, наше русское общество, которое опирается на православные традиции и русскую культуру, русскую этику – основу тысячелетней цивилизации, передаваемой из поколения в поколение, 6. Для людей нужно создавать все условия развития нравственных и профессиональных качеств, в то же время, нынешние условия хозяйствования, идущие от денег, не позволяют в полной мере осуществлять перспективное планирование и финансовую разверстку, независимую от Запада.
Русская цивилизация развивалась от рода к роду, от поколения к поколению, она укреплялась православными святыми, русским воинством, князьями и царями, промышленниками и исследователями, крестьянами и рабочими, учеными и учителями. Наследственный принцип русской цивилизации был дважды разрушен до основания – в 1612 году и в революцию 1917 года, но, тем не менее, наша цивилизация не исчезла, лишь трансформировавшись на историческое мгновение. И произошло это во многом благодаря тому самому наследственному признаку русской цивилизации, который сохранился в наших людях, несмотря ни на что. Никакие западные завоеватели, идеи и утопии не стали основой русской жизни, не изменили глубинную сущность русской цивилизации, не поколебали русскую этику и ментальность. На малое время народ наш поддавался чуждому влиянию, терял опору в своей земле, но сохранял память предков, сохранял свой род.
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
О чем сказал великий поэт А.С.Пушкин? О русской цивилизации, которая полностью укладывается в границы нашей Державы. Любовь к родному пепелищу – это любовь к Родине, это самопожертвование для сохранения России, в каком бы виде и разорении она не находилась. По лихим людям не судят о всем народе, ибо лихие люди будут всегда, но память предков, их отеческие гробы, положенные в основание великой страны, никуда не ушли из нашей жизни. Безусловно, содержание такой огромной страны, да еще в условиях чрезвычайно холодных, непригодных для жизни, сказывается на развитии нашего общества, именно поэтому нам постоянно кажется, что Запад живет сытнее, богаче и технологичнее, чем мы, но это ощущение обманчиво, ложно. Запад живет в тех условиях и в той цивилизации, которая, как одежда, наиболее плотно прилегает к западному телу, создавая комфорт и удобство. Почему же нам обязательно нужно примерять на себя западный камзол – европейскую цивилизацию, которую создавали не мы?
Наша же, русская цивилизация создавалась исключительно русским народом, сумевшим вовлечь в свои планы почти 160 этносов и народностей – это ли не заслуга русской цивилизации? Еще одна заслуга русской цивилизации – это жить в мире со своими соседями, которые постоянно нас укоряют, унижают и строят всевозможные козни, не считая завоевательных и истребительных войн. У евреев 6 миллионов жертв фашизма называются Холокостом, но почему у русских 20 миллионов жертв Великой Отечественной войны не называются никак, кроме подвига защитников Отечества? Ощущаете ли разницу, русские люди? Тотальное истребление мирного населения на захваченных территориях, в концлагерях и в среде угнанных на работу в Германию для русского человека не Холокост, а подвиг защитников Отчества, отдавших свои жизни за наше общее будущее. Это ли не любовь к родному пепелищу и к отеческим гробам? А все вместе – это любовь к своей Родине – России. Именно этой любовью согреваются русские сердца в нашем холодном климате, куда восточное православие пришло в самую последнюю очередь. Христианству дальше идти уже некуда, поэтому Церковь задержалась в России до Второго Пришествия.
Русская цивилизация очень дорого обходится русскому народу, но это не проклятие наше, а необходимая мера для сохранения того, что дается таким трудом, такой кровью, такими слезами. То, что дается трудно, то и хранится бережно. Европа уже сколько раз меняла принципы своей цивилизации, то разделяя Западную Церковь, то вводя постулаты Французской революции: «Свобода, равенство, братство», не забывая разрушить прежнюю цивилизацию на плахе или под ударом «гуманной» гильотины. Русская цивилизация не была разрушена в 1917 году, но замерла от ужаса террора на век, слишком долгий век, в течении которого русский народ взвалил на себя ношу победы в войне 1941 – 1945 годов, а также две индустриализации – одну подготовительную к войне, а другую восстановительную. Многим казалось, что Россия, русская тысячелетняя цивилизация умерла вместе с Царем – Николаем II, но это не так, ибо в чем же тогда заключался подвиг Царя – мученика, как не в сохранении русской цивилизации России?
Основы русской этики и ментальности никуда не делись из русской жизни, на смену почитания Помазанника Божия пришел русский патернализм, и не беда русского народа, что те, кому присваивались отсутствующие у них качества, не соответствовали высокому предназначению вождя нации, это беда конкретного человека, его эгоизма, его гордости и самолюбия. Русская цивилизация жила и живет по формуле: «Царь хороший, бояре плохие». Не приживается у нас европейский парламентаризм, коллективная ответственность, но Россия живет только с одним именем, только с одним властителем, плох он или хорош. Именно русский патернализм позволяет сохранять русскую цивилизацию, позволяет помнить и чтить своих святых, князей и царей, воинов и ученых, писателей и поэтов, художников и скульпторов. Запад, называя нас «варварами», тем не менее, восхищается нашими лучшими людьми, атлантами русской цивилизации, давшими ей уникальную культуру. Как может из варваров появиться светоч цивилизации, культуры и этики? Никак, следовательно, питательная среда нашей русской цивилизации никуда не ушла из нашей жизни, но до сих пор производит на свет русских гениев, восхищающих Европу.
Увлекаясь чуждой европейской цивилизацией, русский народ на некоторое время с головой погружается в то, что ему не принадлежит и принадлежать никогда не будет. Это европеец выстрадал, вымолил свою цивилизацию – пусть же она остается там, в Европе. Мы же, русский народ выстрадали, вымолили свою цивилизацию, зачем же рушить то, что принадлежит не только нам, но многим поколениям до нас? Наоборот, нужно приумножать наследие, оставленное нам, нужно творчески обогащать то, что нельзя отбросить за ненадобностью. Ф.М.Достоевский пишет об учителях – основе русской цивилизации, и эти учителя никуда не делись из нашей современной действительности, ибо нашими учителями являются все, жившие до нас, в особенности же, великие люди русской цивилизации, ее столпы, ее атланты. И среди нас наверняка есть эти светильники веры, надежды и любви, которые заставляют развиваться дальше нашу русскую цивилизацию – основу России, русского народа и всех этносов великой Родины.
Никакой экономический, политический, социальный строй не может изменить глубинный, тысячелетний характер русской наследственной цивилизации, ибо она твердо стоит на памяти, на творческом потенциале и православной культуре русского народа, уникальной этике Севера мира, чья цивилизация была создана на Востоке – в Византии, в храме Софии – Премудрости Божией. Это Премудростью содержится наш русский Дом, эта Премудрость питает русский ум и творческую инициативу, нашу мечтательность о лучшем будущем. Русская цивилизация России – это всегда о будущем, ибо зачем мечтать о настоящем, коли оно уже происходит? Цивилизация будущего – это ответственность и залог неизменности, это крепкий фундамент, на котором стоит великолепное здание России.