«Социализм бедняков — это паршивый социализм» Н.Бухарин
Мир переходит из одной турбулентности в другую, из капитализма глобальной финансовой системы в инклюзивный капитализм глобального вмененного налогообложения, из народа, как источника «новой нефти» в безусловный базовый доход. Капитализм и его порождение – демократическая республика пытаются отчаянно спасти себя, но вместо этого капитализм, лишившись прироста доходов на капитал, становится основой новой распределительной системы, а демократия переходит от либерализма к тоталитаризму диктатур и сегрегации по признаку вакцинирования. Надо полагать, что возврата к прошлой жизни уже не будет – мир становится все более и более тоталитарным, а завтра начнет искать общего врага и обязательно найдет его. То ли в общественном расслоении по имущественному цензу, то ли по религиозному, культурному, нравственному или, даже, по мировоззренческому принципу.
Вынесенное в подзаголовок высказывание Н.Бухарина, расстрелянного в Коммунарке в 1938 году, можно прилагать к любому строю, к любой общественно-экономической формации. Если предлагаемые ныне меры не способны увеличивать благосостояние народа в России, то это «паршивые» меры, негодные в нашей стране и в нашем обществе. Что толку в локдаунах, когда рушится экономика страны, что толку в прививках, когда не работает система социальной помощи и медицинского обслуживания? Для чего инвестировать в очередной мегапроект, если скоро Россия перестанет существовать за границей Уральского хребта? Зачем проводить выездные совещания в регионах, если после этих совещаний экономическая ситуация только ухудшается? Для чего организовывать ПМЭФ, если все разговоры и дискуссии не обретают новых экономических решений, если финансовый сектор не работает на рост экономики, а служит проводником в англосаксонские офшоры?
Создается стойкое ощущение, что, нищая Россия всех в Кремле устраивает, что отсутствие будущего у страны и народа никак не затеняет будущее отдельных индивидуумов в правительстве и в Администрации президента. На Западе, по крайней мере, что-то пытаются сделать, хотя эти меры не носят системного характера преобразований, но служат лишь одному делу перераспределения денег между людьми. Или, как говорит экономист М.Хазин, отсутствие модели в мире не способствует принятию решений по экономическим реформам, по созданию нового строя, иной общественно-экономической формации, на которую у правящих элит нет никакого запроса, как и в России. Кризис, начавшийся в 2008 году, давно стал системным, и выхода из этого кризиса с сохранением всех ныне действующих финансовых структур больше нет. И даже не ищите! Либо система сама себя разрушит, либо это сделает Deep State, посчитав, что лучше разорить одного или нескольких, чтобы спасти остальных. Основной кризис еще впереди и чем дальше оттягивают момент его максимального роста, тем больший всплеск сметет огромной волной всю нынешнюю систему либерализма.
Что ныне происходит в России? Правящая элита лихорадочно ищет новые возможности экономического роста и не находит их, так как степень забюрократизированности вертикали власти колоссальна. Никто не желает принимать ответственные решения, поэтому горячий уголь текущего момента перебрасывают друг другу: президент – губернаторам, правительство – олигархам, Государственная Дума – народу. Крайним, как всегда, оказывается наш русский народ, вынужденный на своих плечах тащить всю эту ораву пустоцветов, не имеющих никакой возможности представить хотя бы мало-мальски ориентированную на государственные интересы России программу. При этом, судя по доходящим до СМИ отголоскам, в недрах элиты обсуждают программу СССР-2.0 и сами же пугаются от своей смелости. Председатель комитета по экономике и промышленности ГД РФ С.Жигарев заявил о невозможности возвращения к государственному регулированию экономики.
Безусловно, депутаты ГД РФ не видят необходимости в создании императивов СССР-2.0, так как их положение и финансовое благополучие в новой формации станет не таким радужным, как сегодня. Но удивляет главное в этих рассуждениях главы комитета по экономике – нежелание реиндустриализации России. И это самый главный, непреложный факт антигосударственной направленности политики тех, кто создает законодательную базу развития страны и общества. Безусловно, госрегулирование экономического развития страны возможно только в условиях отмены итогов приватизации 90-х, с этого надо начинать преобразование России, пока еще собственность, полученная в результате аукционов с заранее известным результатом, не стала наследственной. Не заработанной многими поколениями, а полученной, буквально подаренной теми, кого уже нет сегодня.
До тех пор, пока Россия живет положениями 90-х, когда было разграблено наследие нескольких поколений трудящихся, никакого развития страна и общество не получит, а депутаты ГД РФ будут убеждать нас, что регулирование экономики невозможно, что является прямой и безответственной ложью. Это не так, и ведущие страны мира давно доказали, что государственное регулирование экономики возможно и обязательно. Достаточно привести пример прямого вмешательства Конгресса США в деятельность частного агломерата ФРС или финансовых ТНК, или валютного и фондового рынка, или банковской деятельности, etc. И только в России депутаты ГД РФ, как мантру, выдают в эфир слова о ненужности госрегулирования. Зачем же, в этом случае, нам нужен парламент, если его интересы не простираются дальше партий и монопольного капитализма российских олигархов?
Этот риторический вопрос задается все последнее десятилетие, но поступательного движения, как не было, так и нет. Можно сколько угодно ругать «Вашингтонский консенсус», навязанный МВФ Борису Ельцину, можно сколько угодно клясть Брюссель с его солидарностью стран ЕС против России, но что делает исполнительная и законодательная власть для экономического роста в стране? Ничего! Народ нищает – олигархи богатеют, следовательно, обе ветви власти работают на олигархов, а не на государство и народ. Это уже аксиома! Но бесконечно такая деятельность продолжаться не может, и это тоже аксиома, весьма печальная для тех, кто надеется наследовать нынешней правящей элите России, так как у нынешней элиты будущего нет. Что собираетесь наследовать, господа наследники кремлевской власти? Разруху, разорение и полностью деморализованную вертикаль власти?
Сегодняшние престарелые партийные вожди даже не создали преемственность внутри своих партий, не создали преемственность самим партиям с возможностью встраивания в новые условия. Все, что сегодня происходит в России приватизации 90-х и Конституции Ельцина, в нынешней России и останется. Давайте вспомним СССР с его мощной экономической базой, которая стала не нужна тем, кто пришел на смену «красным директорам». Вместе с Госпланом на улицу, в прах было выкинуто все то, что не приносило экспортной прибыли. Однако российским углеводородам в их экспортной ипостаси приходит вполне ожидаемый конец и этот закат уже виден. Что дальше, господа члены российской элиты? Что дальше, господа наследники нынешней элиты? У вас, банально, нет ответа, или вы боитесь его, так как в ином будущем вас просто нет!
Эта боязнь госрегулирования, как единственно возможного способа приведения экономической ситуации системного падения от анархии к стройной вертикали управления экономикой, сегодня повергает в шок и трепет тех, кто видит этот способ единственно возможным в России. И, если НЭП 20-х был призван дать свободу частнику для выхода из военного коммунизма Гражданской войны, то нынешний НЭП призван ввести жесткое государственное регулирование с перспективным планированием экономического развития. Иначе никак, иначе уже невозможно.
Нужны промышленные, сельскохозяйственные, инфраструктурные и предпринимательские деньги без возможности их использования на личные цели. Цифровая маркировка денег сегодня делается просто и очень эффективно, поэтому кредиты на целевые нужды под 2-3 процента годовых сроком на 5-10 лет вполне возможны. В ином случае 50 триллионов государственных денег сегодня находятся в иностранной валюте, в золоте, в акциях и в прочих пассивах, ничего не дающих развитию экономики России. Кто мешает, Запад? Не смешите, господа чиновники и либеральные экономисты, сейчас время не до смеха – нужно действовать, нужно срочно поднимать экономику России. Завтра будет поздно!
Но никто никуда не торопится, никто никуда не бежит – не надо. Депутатам Государственной Думы не надо, правительству не надо, президенту не надо. Нет у них будущего, оно им не интересно. Но так не может быть, чтобы в верхах вообще не было ни одного человека, кому было бы не интересно будущее, следовательно, новая экономическая политика должна волновать умы тех, кто не собирается на «ферму с голубым бассейном в тропиках». И, коль скоро, тема будущего России волнует умы, то давайте подумаем о НЭПе, как полном противопоставлении тому, что происходит сегодня. На уровне простой логики, простой антитезы. Анархичный рынок заменяется на управляемый рынок, вывод капиталов в офшоры заменяется возвращением капиталов, следование решениям МВФ и ВБ заменяется на внутреннее регулирование всех кредитно-финансовых отношений в России, разбазаривание природных ресурсов заменяется на целевое их использование с точки зрения развития экономики, роста благосостояния граждан и увеличения внутреннего спроса. НЭП должен приводить к росту промышленного и сельскохозяйственного производства, росту частного предпринимательства, а не наоборот, как это происходит сегодня.