Что говорит Царь России, когда напрямую обращается к Богу в таинстве миропомазания? «Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси.» (Пс 58-10) И нет никаких иных мыслей в царской голове, никаких иных идей, кроме сохранения Державы – той, которую дал Царю Господь. Эти слова исходят от полноты сердца православного монарха, который душу свою полагает за всю Россию, за весь русский народ, и служит, в первую очередь, не своему наследнику, ни своему царскому роду, но России. Не будет России – не будет царской династии, но устоит Россия – появится и новая царская династия. Ключевое слово, ключевое понятие – Россия, а все остальное – после. Бог дал русскому народу свой удел и беречь этот удел нужно пуще самого себя, пуще своих близких, ибо строго спросит Господь за свой удел с каждого русского человека: Что делал ты, когда земля твоя корчилась от боли?
Господи, когда земля наша корчилась от боли – войны нет, голода нет, революции нет? Как же нет, когда идет постоянная война за души в России, ведь на одной стороне Бог, а на другой дьявол – отец всякой войны, голода и революции? Почему оскудела земля русская православными людьми, где горячая вера в народе, почему в семьях не заботятся, прежде всего, о душе, о подрастающем поколении, чтобы сделать их достойными продолжателями великого дела предков? Все смешалось с этими черепками – деньгами, которые суть прах от праха. Все смешалось с настоящей дорожной грязью – следованием за личной выгодой, когда ради этой выгоды бросается в грязь все: и семья, и дети и даже сам искатель выгоды. Что возьмешь с собой, когда призовет тебя Господь дать ответ? Черепки, дорожную грязь, залепившую бессмертную душу? Так говорит Господь:
Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. (Пс 58-13)
От полноты сердца глаголют уста, но, что скрывается в этой полноте сердца? Гордость, ложь и предательство? Кротость, правда и вера? Что на этих весах лежит? Душа человека – его вечное будущее, которое единственно находится в руках Божиих и человеческих, но человеческих только здесь, на земле, в этой временной, первой жизни. А вечность находится только в руках Божиих, ибо в Его руках Суд, определяющий то место, которое человек заслужил своими земными делами, помышлениями, верой или неверием. Но человек сегодня, как и вчера не верит в существование за гробом, представляя собственную жизнь, как мимолетное мгновение, как яркую черту на небосклоне, которая, подобно метеориту, блеснет на секунду и растает в темном мраке Вселенной. Неужели мы все живем только ради этого мгновения, яркого, но недолгого? Неужели вся цель нашего существования – это последующий мрак, небытие? Что мы оставляем своим детям, все то же небытие? Тогда, какой смысл в нашем существовании, какой смысл в той немыслимой жертве на Кресте, которую совершил Творец и Спаситель всего мира – Иисус Христос ради всех нас?
Видите, как просто от обычной логики прийти к тому, что немедленно разрушает Самого Бога в нашей душе. Если нет вечности, если нет второй жизни, то нет и жертвенного подвига Спасителя целого мира, нет смысла в самой жертве, ибо конечная цель всего сущего – это небытие, вечный мрак. Но, в таком случае, во мраке, в небытии нет и Бога, однако становится непонятно, Кто же совершил все на земле, Кто создал весь видимый нами мир? Луну и звезды Кто сотворил, и для чего, если конечная цель всего сущего – небытие и мрак вечности? Естественно, дело обстоит иначе, естественно, существует вторая жизнь – вечная, естественно, Спаситель проливал свою Пречистую Кровь за каждого из нас, давая шанс на жизнь вечную с Иисусом Христом, причем для каждого, даже для убийцы, исповедовавшего Иисуса Христа в последнее мгновение своей жизни. Ни для кого не закрыты райские врата в эдем вечности с Богом, они всегда открыты и нужно лишь следовать за Богом.
Но врата ада заперты на крепкие засовы, которые можно открыть только в одном случае – если не верить Богу, если не идти за ним потому, что цель существования видится в ярком мгновении метеорита, и за это яркое мгновение нужно набрать как можно больше земных благ, ведь второй жизни, как второго шанса не будет. А что потом? Широко распахиваются нечистотой души крепкие двери ада и человек полностью погружается в то, чего он так хотел всю свою земную жизнь – в бесконечность небытия, во мрак и смрад, тот самый смрад, который всегда сопровождает горение яркого метеорита, взрывающегося в конце своего пути. Человек, рожденный на земле, своею душою стремится к свету, к эдему, который для него заключается в матери, в отце, он любит их всем сердцем и не может без них существовать. Но, став старше, наполнив нечистотами окружающего мира свой сосуд, человек не обращается всем сердцем к Богу, узнав о Нем от своих родителей, от близких, задав себе вопросы о мироздании и о том, как все премудро устроено. Если войдет человек после этих вопросов в Дом Божий, чтобы креститься и припасть к вечности с Богом – к святому Причастию, то выполнил он свою сверхзадачу, заключающуюся в обретении Бога, в следовании за Богом. Если же обратился прочь от Дома Божия, то вся жизнь пошла насмарку, превращаясь в яркое мгновение метеорита, который исчезает в черном мраке за закрытыми дверями ада.
Есть еще один аспект веры в Бога – это любовь к ближнему и к своей Родине. Все можно искупить одним подвигом – душу свою положить за други своя, как положил Господь, сделав ближнего нашего важнейшей составляющей спасения для любого человека. О, эта великая, непостижимая тайна нашего спасения, когда самопожертвование в войне, когда самопожертвование в обычной, мирной жизни за своего ближнего, внезапно, становится даже важнее любви к Богу. Почему? Потому, что в этом подвиге и есть та самая любовь к Богу, которая двигает по одному слову горы. И эти горы врагов во всю историю России постоянно двигали русские люди, не отдавая ни пяди своей земли врагу, ибо полагали в сердце своем Россию уделом Богородицы, Отчизну свою Престолом Божиим. Видите, как высоко русский человек ценил Россию, подставляя ее под ноги Самому Богу, не меньше.
Внезапно, отказавшись от своей роли хранителя удела Богородицы, хранителя Престола Господня, русский человек становился подобен яркому метеориту, спадающему с неба в мрак небытия, подробно яркой звезде Денницы, спадшему с Неба исключительно по своей гордости, возомнив себя равным Богу. Как тварь может быть равной Творцу, Который все сотворил? Разве Денница сам себя сотворил? Нет, это с ним сделала гордость. Так и русский народ решил сам себя сделать равным Царю – Николаю II, поверив в личную гордость, самостоятельно управлять огромной Державой. Получилось? Нет, не получилось, но горе и беда чередовались с немногими созидательными периодами в новейшей русской истории. То войны, то красный террор, то репрессии, то застой, то перестройка, то приватизация, и еще много чего, что могло в один миг лишить Россию самой себя. Но устояли, во многом благодаря подвигам «за други своя», которые «есть дивны в очесех наших», а еще больше дивны в очах Господних.
За этот подвиг стояния «за други своя» была сохранена Россия и сохраняется доныне. За эту беспримерную жертву, которую принесла за всю Россию Царская семья, не оставившая Николая II один на один со злейшим врагом рода человеческого – дьяволом, была сохранена наша Держава, хотя и оказалась по своеволию народа на самом краю пропасти небытия. Все же, любовь к своей Родине, к ближнему своему, который рядом, в окопе, сохранила бессмертную душу русского народа, не позволив всем нам исчезнуть во мраке небытия.
Однако сегодня снова этот мрак небытия приблизился вплотную к каждому из нас, подталкивая мелькнуть на небосводе России перед падением во мрак вечности, из которой нет выхода. Эти слуги гордости Денницы пытаются и нам привить зерна личного, вытравливая из души всходы общего дела, которое может совершаться только во имя России. Ни личные проблемы большинства трудящегося населения страны, когда бедность охватывает все большие слои граждан России, ни растущая напряженность в социуме, не делает нас нигилистами – противниками Родины, но неверие в нужность стране и ближнему, но неверие в то, что Промысел Божий ведет каждого из нас и всех вместе туда, где есть место созидательного труда, буйства мечты о будущем и поиск путей реализации этой мечты.
Космос в 50-х и 60-х годах СССР был гордостью за страну, за труд ученых и конструкторов потому, что давал реализацию мечты о будущем, которое всегда лучше, чем настоящее. Пока осуществляется мечта, пока есть к чему стремиться – Отчизна представляется большим организмом, где каждый человек находит свое место, вращая шестеренки общего будущего. Но когда нет мечты, нет места в огромном организме России, то нет и собственного осознания вечного предназначения человека, как творца земной истории. Мы перестали верить в чудеса, мы перестали быть творцами лучшего будущего – той России, которую еще предстоит обрести. Не наполняется сердце русского человека трепетом общности дела, не беспокоит его то, что происходит вокруг, соответственно, наши дети, видя апатию своих родителей, входят во взрослую жизнь нигилистами, которые ищут не приложения собственного творчества или труда к осуществлению мечты всех, но лишь обретения личного благополучия, желательно, здесь и сейчас.
Из нашей жизни исчезает по капле образ будущего и это будущее перестает существовать, представляя собой модернизированное прошлое или настоящее. Больше нет никакой мечты, а, коли нет мечты, то нет и желания второй жизни, которая никак не соприкасается с мраком небытия. Все больше людей уходят в этот мрак небытия еще молодыми людьми, чья мечта уже исчезла. Нет сегодня тех, кто мог бы показать эту мечту, следовательно, то, что происходит ныне – это пандемия ужасного психологического заболевания – неверия, соседствующего с нигилизмом. Так дальше продолжаться не может, не должно.