Много слов сказано и много статей создано о монархии и о сущности современного Самодержавия в России. У этого будущего русского пути есть свои сторонники и свои противники, непримиримые борцы за счастье России и русского народа, где каждая сторона считает себя единственно правыми. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе, где сложность заключается в том, что обращаемся мы в будущее, в то время, признаки которого сегодня едва уловимы, но они тревожны для одних и полны восторга для других. Так приходит будущее время в наше сознание, вызывая к жизни все, что доселе спало или было упрятано глубоко в прошлое. Предполагая будущий путь, по которому надлежит пойти России и русскому народу, имея перед собой пророчества русских святых, каждому из нас надо очень ясно и четко представлять всю глубину грядущих преобразований в нашей стране, которые затронут не только каждого гражданина России, но и изменят многие точки зрения, основанные лишь на сегодняшнем дне.
Так что же такое монархия, в чем ее сакральный смысл для России и русского народа? Для чего русскому народу необходимо Самодержавие или мы можем обойтись без монархии, претворив в жизнь свой особый, только нам, русским людям, свойственный путь? Чтобы понять это, необходимо начать с критики монархии, ведь отвечая на каверзные вопросы, можно сформулировать наше отношение к Самодержавию и понять всю глубину Божьего Промысла о России.
· Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
Прежде всего, необходимо привести очень точное высказывание священномученика Владимира, митрополита Киевского:
Монарх посвящается на власть Богом, — президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, — президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу, — президент отводит избравших его от Бога.
Венчание на Царство, помазание святым миром монарха, означает то, что он отвечает, прежде всего, перед Богом, а уже потом перед людьми и монарх, взявший на себя такую ответственность, лучше других людей понимает смысл монаршего служения. Он является не только главой страны, но и главой Церкви, сочетающий в себе обе ветви власти: светскую и духовную. Поэтому человек, принявший на себя Дар Духа Святого при помазании святым миром, отрекаясь от своего личного благополучия, всего себя предопределяет на служение стране и Церкви. Он становится отцом всем своим подданным, другом и братом своим соратникам, осуществляющим его волю в руководстве страной, утешающим больных и убогих, грозным судьей всем тем, кто стремится ослабить или предать Родину.
Немецкий философ О.Шпенглер так пишет о монархе:
Монарх — третейский судья, и если в государстве, организованном по социалистическому образцу, профессиональные советы вплоть до высшего государственного совета выбирают людей по их практическим способностям, он может делать выбор более узко — по нравственным качествам. Монарх — ныне единственная защита правительства от торгашества.
Нет для монарха иного пути, как процветание собственной страны, своего народа, ведь принимая на себя ответственность за судьбу народа и государства, он перед Богом клянется быть верным, даже до смерти, выбранному пути. Никто и ничто не способно поколебать волю монарха, заставить его изменить стране и народу, потому, что это его страна, это его народ, вверенный Богом ему в управление. Как может любой человек отсечь себе ногу или руку для того, чтобы получить немного денег или удовольствий? Никак! Поэтому и монарх не может сделать так, чтобы часть его целого стала достоянием других, хитростью или подлостью стяжавших для себя народное добро. Монарху нет нужды лихоимствовать или красть из казны, ведь это все часть целого, часть его страны и его народа, а, следовательно, принадлежит Тому, Кто дал это достояние в управление – Богу! Именно поэтому, монарх не ищет своего благополучия, но судьба народа и страны навсегда связана с ним.
Не стоит забывать еще и о том, какую страну, какой народ монарх вручит своему сыну, сменившему отца за плугом государственного и церковного руководства. Каждый из нас хочет своим детям лучшей доли, чем имели сами, именно поэтому мы стремимся оставить после себя наследство, каждый по силе, чтобы этим наследством воспользовались дети, приумножая его. Какое наследие оставляет монарх своим детям? Страну и народ, Церковь и веру. Оскудеет вера – пошатнется Церковь, взропщет народ – пошатнется страна! Сердце каждого гражданина бьется в трепетной душе монарха, ведь если самодержец не станет жить жизнью всех своих подданных, то прервется связь между народом и Царем, и каждый пойдет по своему пути, который покажется ему лучше и проще, а результатом этого станет хаос и кровь, блуждание в темноте и крах государства. Именно поэтому, решения монарха отражаются в душе подданных, вызывая самый трепетный отклик благодарности и преданности, ибо нельзя разъединить то, что сочетал Господь. Не может быть антигосударственных решений Царя, равно как и антинародных, так как подобные решения обязательно приведут к краху народа и страны. Но любое действие воли самодержца направлено к благу народа, к благу страны, ибо это достояние всех и наследие монарха.
· Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной.
Как мы рассмотрели выше, не может быть монарха, для которого дела государства были бы не интересны или же он мог руководить страной и народом в ущерб их интересам, заботясь только о собственном процветании и благополучии, так как такая монархия нежизнеспособна. Рассмотрим пример ребенка, которому еще нет совершеннолетнего возраста или психически ненормального человека. И в том, и в другом случае назначается Попечительский Совет, который от имени Царя руководит страной, то есть создается коллегиальный орган, принимающий судьбоносные решения. Теоретически, Совет способен совершить государственный переворот и взять всю власть в свои руки ради собственного обогащения и решения своих частных задач. Но, согласно Акту о порядке Престолонаследия, подписанному Императором Павлом I Петровичем:
В случае малолетства наследующей особы порядок и безопасность государства и государя требуют учреждения правительства и опеки до совершеннолетия. Совершеннолетие полагается государям обоего пола и наследникам шесть на десять лет, дабы сократить время правительства.
Неспособность законная препятствует быть правителем и опекуном, а именно: безумие хотя бы временное, и вступление вдовых во второй брак во время правительства и опеки. Правителю полагается Совет правительства, и как правитель без Совета, так и Совет без правителя существовать не могут; Совету же нет дела до опеки.
Даже временное безумие, а тем более постоянное, не допускается для самодержца, так же как второбрачие. Совершеннолетие для Царя наступает в возрасте 16 лет, «дабы сократить время правительства», с тем, чтобы Совет не стал препятствием для монарха и не разрушил бы самодержавный строй. В момент помазания на царство, Совет прекращает свою деятельность. Но не кроется ли здесь опасность государственного переворота? Никак, ибо есть еще народ, который ждет Царя, готовый присягнуть на верность монарху, поэтому у Совета нет под собой никакой уверенности, что его деятельность по свержению малолетнего монарха поддержит народ. Ведь в противном случае в государстве начнутся бунты и нестроения, сметающие на своем пути любую искусственную государственность, созданную преступным Советом.
Знаток русской истории обоснованно приведет примеры из череды государственных переворотов XVIII века, наступивших после смерти Императора Петра I и будет прав. 5 февраля 1722 года Петр I издал Указ о престолонаследии, согласно которому монарх мог назначать своего преемника по своему усмотрению:
Дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в злость, имея сию узду на себе. Дабы все Наши верные подданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет.
К сожалению, этот Указ разрушил вековую традицию передачи власти от отца к сыну, отменив формулу первородства, но воздвигнув в ранг закона завещание Царя. Этот шаг привел к утрате самого смысла самодержавной власти, как наследия, как стремления передачи отцом сыну не только всей полноты власти, но и незыблемости Самодержавия, как единственной власти, установленной Богом. Не от гордости людской, не ради корысти и властолюбия, но ради служения Богу и людям. Непонимание этого привело к дворцовым интригам, к масонским заговорам и народным бунтам.
В этом же разряде находится и бездетность монарха, когда в результате несчастного случая или спланированного покушения, Царь лишается наследника и не может передать от себя к сыну своего наследия. Смутное время 1598 – 1613 годов в России было следствием невозможности передать свое наследие, и возникал прецедент завещания. Надо ли говорить, что такое несовершенство законодательства о престолонаследии привело к большим скорбям для всего русского народа, ввергнувшим его на десятилетия в междоусобную брань и восстания. Именно поэтому Указ Павла I в день его коронования был так важен для России и русского народа, ведь именно им устранялись любые возможности для передачи престола в недостойные руки или по завещанию. Если прерывалась мужская линия, то Государь ставился из ближайшей женской линии, но только по старшинству мужчин:
По пресечении ceго мужескаго поколения наследство переходит в род втораго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшаго моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последняго мужескаго поколения сыновей моих наследство остается в сем роде, но в женском поколении последне-царствовавшаго, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому.
После смерти Павла I, венчался на царство его старший сын Александр I Павлович, после Александра I на престол взошел его брат Николай I Павлович. Наследником Николая I стал его старший сын Александр II Николаевич, который назначил своим наследником старшего сына Николая, но по скоропостижной смерти его в Ницце, был назначен второй сын Александр III Александрович. Последним из рода Романовых по мужской линии стал старший сын Александра III Николай II Александрович. Таким образом, Указ о престолонаследии Павла I неуклонно соблюдался вплоть до трагичного убийства Николая II и всей его семьи, но на этом род Романовых не пресекся, так как продолжение его будет уже по женской линии, но по мужскому старшинству. Следовательно, более не существует никаких препятствий для возрождения монархии в России, ибо на престоле не сядет случайный для русского народа человек, но плоть от плоти земли Русской, имеющий преемство от рода Романовых и получающий наследие из рук своего народа. Грядущая монархия не может быть иначе, как народной, ибо из рук народа получит наследие свое, на его руку обопрется и его мудростью оживотворится.
· Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.
Прежде всего, надо определить основу монархии и основу президентской власти. Президент, как основа демократической власти политических партий, а не народа, выбирается представителем самой многочисленной и успешной партии, зачастую имеющей не только государственное финансирование, но все медийные инструменты в своих руках. СМИ формируют тот образ, который необходим партийным заказчикам и избиратель, неискушенный в политических играх, принимает на веру то, что ему рекламируют. Предвыборная компания, это рекламная акция политических партий, и побеждает тот, в кого было вложено больше сил и средств, кто владеет приятной внешностью и умением убедительно говорить. Избиратель выбирает не между кандидатами, а между партиями, ведь именно партии сформировали тот облик кандидата, который необходим для попадания в президентское кресло.
Но партия не является народной, так как существует на деньги спонсоров, или олигархов, стремящихся сохранить собственное влияние и приумножить личное состояние. Таким образом, избиратель всякий раз оказывается обманутым расчетливыми партийными дельцами и дает власть президенту, который на самом деле не является главой государства, а исполняет роль менеджера в олигархическом предприятии. Это образ и стиль любого президентского правления.
Основой монархии служили дворянские роды, многие из которых насчитывали не одно поколение верно служивших Царю воинов и чиновников, исполнявшие верой и правдой волю монарха, являясь его соратниками в деле управления страной. Царь награждал верных дворян чинами и титулами, землями и крестьянами, а предатели также получали сполна, лишаясь всех своих привилегий, а зачастую и жизни. Образно самодержавную власть можно представить в виде пирамиды, где наверху монарх, ниже дворяне, еще ниже различные сословия. В основании пирамиды – народ, его верноподданные, которые составляют вместе с дворянскими родами необходимый базис существования самодержавия. Но самодержавная власть не может устоять без веры, без основополагающей государственной религии. В России – это православие, которое исповедует подавляющее большинство русского народа, следовательно, опора монархии находится в народе и его вере.
Монарх не может быть оторванным от народных корней, ведь он отец каждому своему подданному, монарх не может исповедовать иную веру, кроме той, которой живет его народ. Так, соединение народа и православной веры дало замечательную формулу царской власти: Православие, Самодержавие, Народность, где вера стоит на первом месте, а самодержавная власть соединяет собой веру и народ. Очень важно понять, что является первопричиной, а что находится в зависимости от этой первопричины. Когда главным для народа и Царя становится православная вера, тогда государство процветает, тогда соблюдается симфония двух ветвей власти: светская и церковная, являя собой удивительный сплав души и тела народа. Когда же одна из составляющих триединой формулы отходит от православной веры, тогда другая остается в одиночестве. Так было в начале XX века, когда русский народ стал постепенно отходить от православной веры, предпочитая заботы земные заботам о горнем. Отвергнув или забыв Царя Царей, забывают и о монархе, отвергнув Отца Небесного, отвергаются и отца земного, русского. Так, основание монархии есть народ и вера православная, без которых, как нет народа русского, так и нет самодержавия.
Таким образом, монархия зависима лишь от народа и его вероисповедования, а не от своего ближайшего окружения, которое в условиях Указа о престолонаследии Павла I не может совершить государственный переворот, пойдя наперекор народной воле, не может заставить монарха выполнять требования ограниченной группы лиц, не имеющих поддержки в народе. Никто, ни Царь, ни его соратники не стоят над законом, так как закон самодержавной власти доныне соблюдается, поэтому и жива еще Россия, жив и русский народ. Воля монарха в России находится в руках Господа, а очи его пребывают в сердце каждого подданного, именно поэтому нет, и не может быть закона, не имеющего своей основы в русском народе, как нет, и не может быть Самодержавия вне России и русского народа.
· Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.
Как мы рассмотрели выше, монархии не бывает над законом, но опора ее находится в православной вере и русском народе. Очень точно о самодержавной власти написал русский философ И.А.Ильин в своей работе «О монархии и республике»:
Редкий народ не имеет своего выработанного, выстраданного образа «хорошего» или даже «идеального» царя. И почти повсюду мы находим указания на то, что царю должно быть присуще особого рода внутреннее духовное делание, которое должно придать ему необходимые ему свойства, ставящие его на подобающую ему высоту, делающие его достойным того отношения к нему со стороны подданных, которое составляет самое естество царской власти. В основе этого внутреннего делания, в коем царь должен пребывать, лежит религиозность. Я касаюсь этого сейчас исключительно с точки зрения доверия подданных к монарху. Это доверие должно иметь некоторое последнее основание: уверенность подданных в том, что монарх сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения; это понятно — ибо нет на земле единения людей более могучего, как единение их перед лицом одинаково веруемого Божества. Торжественное поставление себя перед лицо Божие и выявление своего религиозного лика — вот смысл, основной смысл всякой монаршей присяги и всякого коронования. Так бывало во все времена и у всех народов: царь и народ соединяются в доверии, ставя себя перед лицо Божие. Здесь особенное значение приобретает едино-исповедность монарха и народа: доверие предполагает единоверие и питается им.
Представлять всех людей равными, наделенными собственным разумением о том, как им устраивать свою личную жизнь и жизнь страны – вот неизмеримая ложь либеральной демократии, внушающая идеалы масонского лозунга «Свобода, равенство, братство». Этот лозунг уводит русский народ от православной веры, от желания власти от Бога – Самодержавия, к власти политических партий – содержанок капитала и капиталиста. Ложно понятая свобода от ответственности, от служения стране и людям, приводит к безответственности преступлений, к примату личного перед общественным благом, к отказу от собственной страны, национальной культуры и обычаев. Национальная культура заменяется мультикультурализмом, толерантностью большинства перед меньшинством и космополитизмом над национальностью. Вместо свободы человек становится рабом ссудного процента, навязываемого рекламой образа жизни и атеизма, взамен отказываясь от своего народа, своей страны и своей веры.
Но вера стоит не на последнем месте, а на первом. Разрушая веру своих предков, общество становится легкой добычей тех, для которых собственная нажива важнее страны и народа, капитализм наднационален и для него нет понимания социальной заботы о каждом гражданине. Ведь капиталист рассматривает граждан только с точки зрения дешевого производителя его продукта и дорогого потребителя вещей и кредитов, не более. Если прерывается тонкая нить потребления, то такая страна и народ мгновенно становятся изгоями мирового сообщества, превращаясь в свалку людей, наций, стран и континентов, медленно затухающих на фоне жадных огней капиталистического мира.
Нет, не монархический строй с опорой на народ и православную веру делает народ бесправным, а либеральный капитализм превращает народ в игрушки политических партий и их президентов. Напротив, вера освобождает людей, делая их независимыми от своих сиюминутных желаний и страстей, но возносит к горнему миру, создавая соработниками Царю, когда каждый ощущает себя частью целого, от которого зависит будущее его народа и его страны. В этом случае роль монарха сводится к исполнению воли Божией о его народе и стране, к соединению себя с каждым своим подданным, с таким горением веры и верности, от которых зажигаются огоньки в сердцах русских людей, не мыслящих себя без свободы православной веры и ее апофеоза – Самодержавия. Соединяя свою жизнь и себя самого с Богом и монархом, человек обретает ту свободу быть частью целого, которую не смогут отнять у него любые житейские обстоятельства, ведь за ним стоит Царь – третейский судья и любящий отец, готовый «душу свою положить за друзей своих» (Ин. 15-13).
· Русофобия в данном случае заключается в тайном навязывании Русской нации устаревшего идеологического конструкта, который в современных условиях уже не будет эффективным и конкурентным, и лишь заведет нашу нацию в очередной тупик. Упертый и ограниченный догматизм есть самый страшный враг для русского возрождения. И попытки неразрывно связать монархизм и православие — есть попытки подмешать трупный яд в спасительный кубок!
Догматизм русского православия зиждется не только на Символе веры, не только на Писаниях и Преданиях, но и на патриотизме, на любви к Родине, к своему народу. Эту часть нашей православной веры не отъять от общей конструкции Церкви, ибо она вросла корнями национальной культуры и обычаев в сердце русского народа, сделав его готовым «положить душу свою за друзей своих» (Ин.15-13). В этом же евангельском изречении пребывает и долг монарха, который сочетает в себе власть светскую и духовную, являясь первым слугой своего Отечества, то есть полагающим свою душу за весь вверенный ему Богом народ. Архиепископ Серафим (Соболев) так пишет о царской власти:
Да, мы доказываем, что царская самодержавная власть имеет своим основанием Божественное Откровение. С этой целью мы приводим толкование митрополитом Филаретом апостольского изречения: “несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть” (Рим. 13, 1). Из слов митрополита Филарета ясно видно, что как власть отца не могла быть сотворена им самим или дарована ему сыном, но произошла от Бога вместе с сотворением Им человека; и как власть ветхозаветных патриархов, вождей и судей существовала по установлению Самого Бога, так и царская власть установлена Богом и коренится в Нем, как глубочайшем источнике и высочайшем начале первой власти (отца) и, следовательно, всякой последующей власти.
И далее:
Мысль, что именно только одна самодержавная царская власть является богоустановленной, высказывается нарочито в другом месте нашей книги, где мы говорим о ней в сравнении с народовластием. Здесь указывается, что ни конституционный, ни республиканский строи правления не являются богоустановленными, ибо та и другая политические формы правления представляют собою результат ниспровержения богоустановленной царской самодержавной власти и поэтому не могут почитаться властью, установленной от Бога.
Таким образом, мы видим, что только самодержавная власть установлена от Бога и управляется Им, где монарх исполняет волю Божию, как получивший именно от Бога эту власть, а не от гордыни народной, как президент или премьер – министр. Именно поэтому, монархия в России, это не трупный яд в спасительном кубке, а Дары Духа Святого, Который наполняет собою кубок русского народа – его душу, распахнутую навстречу Богу, и ждет Его в своем доме, чтобы вечерять с Ним. Самодержавие – это высшее проявление православной веры в русском народе, когда каждый человек хочет стать частью целого, быть сопричастным Божиему Промыслу о России и ее народе, и хочет стать соработником Царю в деле преобразования Отечества, в деле возделывания городов – садов русских судеб.
Как нельзя отделить православную веру от русского народа, так нельзя отделить монархию от народа и православной веры, ибо вместе они составляют Русскую Церковь нашей Отчизны, нашего Духа, и не может существовать одно без другого.
Критики самодержавной власти обрушиваются с обвинениями на сам строй, на наших русских царей, но предлагают при этом общественные конструкции, которые уже либо отжили, либо запятнали себя предательством и казнокрадством. Не обсуждая здесь либеральную демократию, сразу перейдем к социальной демократии, которая, так же как и либеральная предполагает наличие партий и объединений граждан. Но выше мы рассмотрели, что любая партия представляет интересы не народа, а своих лидеров и своих спонсоров. Могут возразить: «А как же было во времена СССР?». Да, И.В.Сталин поднял на небывалую высоту строительство государственного социализма, в котором были установлены все начатки народовластия с последующим переходом к народной монархии. Но речь совсем не шла о партийном строительстве, которое зачастую выступало тормозом преобразований в стране. Чего стоили нашему народу репрессии 1937 – 1939 годов, развязанные партийной номенклатурой после того, как в 1936 году вышла «сталинская» Конституция, предусматривавшая выдвижение альтернативных кандидатов трудовыми коллективами! Испугавшись конкурентов из промышленных центров и крупных колхозов, малообразованная партийная номенклатура предпочла уничтожить весь цвет нарождающейся советской интеллигенции, чем потерять свои привилегии.
Так же поступила партийная номенклатура во времена Н.С.Хрущева – Л.И.Брежнева, которая беспокоилась только о собственном благополучии и собственном воспроизводстве, но не о благе народа. Зародившееся в недрах КПСС предательство, что вполне естественно для тех, кто собственные интересы ставит выше народных, вылилось в государственный переворот ГКЧП и либеральную капиталистическую демократию. Стараясь не допустить наличие только одной собственности на средства производства, создатели социальной демократии предлагают множественность собственности и ограниченный государственный контроль. Одного не понимают любители фантазий: частный капитал, по мере своего накопления, неминуемо захочет стать государственно – монополистическим капитализмом, так как цель любого предпринимателя извлечение прибыли. Следовательно, смешанная форма собственности не является национальной формой производства, а служит сразу двум господам, в которой верх обязательно одерживает только один из них, тот, кто богаче и хитрее.
Социализм с партийным лицом стал во многом пройденным этапом, по причине партийного руководства общественной жизнью, поэтому пришла пора устроить государственный социализм, где народ является хозяином собственной жизни. Поднимаясь от ячеек народовластия на местах, вплоть до Общенародного съезда – высшей законодательной и избирательной власти в стране, подлинное народовластие, лишенное партийного вождизма, опираясь на общественную собственность на средства производства, способна стать основой народной монархии. В основании этой народной монархии будет лежать православная вера, государственный социализм и народное самоуправление на местах. Царь же, опираясь не на сословие родовитых дворян, а на представителей народа, имея не феодальную собственность, не капитализм, а общественную собственность на землю, недра и средства производства, становится подлинным духовным вождем русского народа. На плечи такой монархии ложится самый главный тезис царского служения в России – это приведение русского народа к Богу.
Выше этой благодатной цели нет ничего, ибо только стяжание Святого Духа всем русским народом сделает его источником воды живой, текущей в жизнь вечную! Это и есть высшая цель и предназначение будущего Царя, пришедшего в Землю Русскую по воле Бога, но не людей. Основа этого прихода – государственный социализм и народовластие, православная вера и Русская Церковь, и на этой основе процветет власть первого слуги своего Отечества – Царя русского. По свидетельству А.Тускарева:
Легитимность такого Царя должны удостоверить не всенародное избрание и не ссылки на закон о престолонаследии, а муж в силе и духе Илии – пророк Божий, который как Самуил, укажет, несомненно, избранника Божия.
Кто же этот пророк Божий, «муж в силе и духе Илии»? Ответ только один – святой преподобный Серафим Саровский, который по обетованию воскреснет однажды и «среди лета запоют Пасху», встанет от гроба, чтобы пройти от Дивеева до Сарова, и покажет всему русскому народу Царя. Тут уж ни у кого не будет сомнений, и не потребуются выборы, референдумы и другие демократические процедуры, но каждый примет в сердце своем Русского Царя, соединяясь с ним в одно целое.