Перечитывая Павла Флоренского

Из завещания священника, богослова, философа Павла Флоренского, переосмысленного в настоящее время:

  1. Помните Бога и всегда ходите пред ним,
  2. Не завидуйте, ибо не знаете цену того, что есть у вас,
  3. Не осуждайте, но говорите: «Кто я такой, чтобы судить?»,
  4. Делайте свое дело на века,
  5. Мысль – это Божий дар, берегите этот дар,
  6. Когда накатывает уныние, обращайтесь к Богу, Утешителю,
  7. Берегите свою семью, свой дом, как зеницу ока, ибо они даны вам Богом,
  8. Нужно помнить о том, что ничего не бывает напрасно, но все имеет свою цену и воздаяние,
  9. Довольствоваться тем, что есть – одна из величайших добродетелей, ибо это все дал Господь во спасение, а искать сверх того – от лукавого,
  10. Оказывать нужно помощь только тем, кому она действительно необходима, ведь этих людей прислал к вам Господь.

Знаете, о чем подумалось прежде всего, перечитывая и переосмысливая наследие Павла Флоренского? Его завещание, как памфлет против мещанства, как протест против мира материального, мешающего развиваться в человеке миру духовному – миру вечному. Но и удалиться от мира материального с его меркантильным мещанством нельзя, практически невозможно, при этом Бог даровал только тем, кто может вместить, пустыню духовную, отшельничество внутреннее, все же остальные должны населять Землю, возделывать ее и питаться от плодов, которые она взращивает. Может быть этот дуализм нашей жизни невозможен и не нужен? Пусть будет мещанство, однако, что плохого в том, что человек обустраивает свое жилище, растит детей, наследует своему роду и передает наследство дальше?

Все необходимо человеку: и мир материальный и мир духовный, а также этот вынужденный дуализм нашей жизни перед тем, как Бог перенесет нас в мир вечный, куда можно забрать только то, что принадлежит душе и ничего, что принадлежит телу. Разве нельзя прилагать усилий к тому, чтобы стать высоким профессионалом своего дела, когда это достижение наполняется материальным – деньгами? Почему же нельзя – можно и нужно, но прилагать свое сердце к богатству бессмысленно, ибо бесполезно. Кто наследует богатству? Тот, кто желает его похитить и жить блудно в чужом доме, ибо всякое житие в богатстве – это жизнь в чужом доме, где практически нет Бога, но есть тот, кому вверено все богатство мира – дьявол. Итак, стремление сделать свою жизнь в достатке ничего противного воле Божией в себе не несет, напротив, раскрывается талант человека. Но, когда талант начинает использоваться только для личного обогащения, ничего не давая взамен другим – своей семье, своим ближним, своей Родине, то такой талант начинает свидетельствовать против самого обладателя таланта, употребляющего свою жизнь не на то, что угодно Богу.

А что же Богу угодно? Чтобы человек всегда и во всем поверял свою жизнь Богу: в печали и в радости, в богатстве и в нищете, ибо все это дает Бог каждому по силам его. Богатство, данное нищему и сделавшего его эгоистом, будет вредно такому человеку, не могущему пережить такого искушения, поэтому богатство дается тому, кто может совладать с тем, что невозможно для другого. И кто может сказать: тот или этот достоин Царствия Небесного, а этот – нет? Кто может судить так, как судит Господь? Кто может знать всю жизнь самого себя, как ее знает Господь, который привел человека в этот мир и обязательно заберет во время свое? А, коли так, то зависть к успеху другого человека – это дьявольское искушение того, кто внезапно решил взять крест не по силам. Кто из нас знает, какую цену платит богатый за свое богатство? Кто из нас знает, какой бумеранг вернется на его голову в день и час свой, когда наступит время Божественных откровенный для конкретного человека?

Мы всегда судим исключительно с позиций своего собственного мировоззрения, свой собственной этики, своей, если угодно, внутренней цивилизации, которая создавалась нашим родом много поколений назад, и эту цивилизацию нам передавать своим потомкам. Разве не судят о роде по одному представителю? Еще как судят! И обязательно поставят на разные чаши весов того, кем гордится Россия, а на другую чашу весов того, о ком знают только самые близкие. Какая судьба важнее в очах Господа: известного человека или самого простого и незаметного? Об этом говорит Сам Господь, когда обещает жизнь в Раю разбойнику, исповедавшему Господа в свой последний час на кресте, об этот говорит сам Господь, поднявший от мытницы Матфея. Так, кто важнее в очах Божиих? Тот, кто возлюбил Бога больше, чем самого себя, и не важно кем был человек во временной, земной жизни – героем, которого знает вся страна или простым тружеником, едва сводившим концы с концами.

Может быть, такое положение кто-то сочтет несправедливым? Но это заблуждение, ибо все то, что делает Бог для человека наполняется Промыслом Божиим, даже когда Господь наказывает неключимого раба своего. Ничего, что делает для человека Господь, не идет ему во вред, но только на пользу. Напротив, подчиняющий себя дьяволу, идущий за ним в погибель вечную, отвергающий Бога, все делает для того, чтобы содрогнуться от увиденного кошмара в последний миг свой и уже никогда не иметь возможности оказаться вне этого кошмара, который был создан своими собственными руками. Внезапно человек обнаруживает, что непостижимым образом, мысль становится материальна, и то, что в мыслях своих рисовал для других людей, вдруг обрушивается на свою собственную голову, но уже изменить ничего нельзя. Почему? Потому, что делал дело свое без Бога, но делал прочно, основательно, на века. Однако пришло время, и оказалось, что жизнь потрачена на погоню за призрачным миражом, который представлялся самым прочным домом на всем белом свете, а оказался замком, построенным на песке.

Но тот, кто строит свой дом вместе с Богом, тот строит на века и фундамент этого дома основан на любви к Богу, а стены построены из самого прочного камня на свете – из молитвы, от непогоды защищает кровля добрых дел, когда отдаешь другому, и уже этот другой, твой ближний, укрывает тебя от непогоды самой прочной крышей в мире. В таком доме никогда не потухает очаг и никогда не истощаются запасы, даже когда нет дров и нечего есть, ибо Господь знает в чем имеешь нужду, но хочет испытать твое учение – пошло ли оно впрок. И, если в этот момент человек нет ропщет, но благодарит Бога, возложив все упование на Него, то из ниоткуда, из ничего появятся дрова и еда. Не означает ли это, что нужно сидеть, молиться и ждать, когда Всемилостивый Господь подаст все необходимое человеку?

Нет, не означает, ибо сказал Господь человеку, что в трудах и в поте лица своего будешь добывать хлеб свой. Не сказал в радости, но в поте лица своего. И еще сказал, что в винограднике Господина каждый потрудится столько, сколько может вместить в себя: некоторые трудятся всю жизнь, другие меньше, но каждый получает одинаковую мзду от Бога, несмотря на приложенные труды. Что же это за динарий, которым Господь вознаградил своих работников? Царствие Небесное, которое силою берется, но от каждого требуется разное усилие, один всю жизнь тянет тяжелую лямку, а другой приходит буквально в последний день и час, как разбойник на кресте. Несправедливо? Но разве не все трудившиеся получили мзду свою? Все! Тогда почему несправедливо? Потому ли, что один работал в вар и весь день, а последний только один час, да и тот на закате? Никто не знает мерки, которыми Господь измеряет человека, его бессмертную душу, поэтому одному человеку достаточно в последний свой миг земной жизни исповедать Бога, тем самым покаявшись в смертельных грехах, а другому нужно всю жизнь себя понукать к покаянию. Может быть, именно поэтому то, что доступно одному, недоступно другому?

И о доброте души некоторые говорят, что такая доброта бывает суетной, бесполезной. Почему? Сегодня, когда такой недостаток добрых дел, очень просто любить животных, переживать за погибших в очередном конфликте или в катастрофе, теракте, но очень сложно бывает уступить в конфликте внутри семьи, очень сложно бывает сделать первый шаг к примирению. Господь, видя пришедшего с даром в храм человека, говорит ему: оставь дар свой и иди прежде примирись с братом твоим, а уже после возвратишься в храм и положишь дар твой в сокровищницу. Видите, как происходит: Господь не принимает дар человека Богу прежде, чем он не примирится с обидевшим его. Оказывается, гораздо важнее жить в мире с ближними своими, чем даже с Богом, не принимающим дары твои. Именно поэтому, прежде раздачи своего сердца другим, отдай свое сердце ближнему своему, раздай тепло твоей души семье, и, совершив эти дела милосердия, когда уже ничего не беспокоит душу, алчущую дарить добро, иди и займись делами благотворительности.

О чем мы здесь говорим? О простых человеческих взаимоотношениях, не на языке богословов, не на языке тех, кто стоит у Престола Господня, но на языке человека, пытающегося совместить в своей жизни Божественное и человеческое. Суетное и вечное. Нельзя, помышляя о вечном, вредить своей душе возведением проклятий обидевшим нас, даже совершавшим против нас чудовищное зло, ибо сказано: какой мерою мерите, такой и вам отмеряно будет. Кто может сказать, что он без греха, чтобы судить другого человека? Никто, поэтому нужно прощать людям, ведь никто не знает ни мотивации их поступков, ни последний час земной жизни того, кто нас обидел. Разбойник на кресте не думал о своей жизни, не оплакивал ее, лишь говорил о том, что достоин наказания и просил Бога о помощи своей душе, потому, что знал ее посмертный путь в ад. Поэтому, обидевший нас, унизивший или даже того хуже сотворивший, может стать внезапно нашим проводником в Царствие Небесное, даже не раскаявшись в соделанном в свой последний час. Как так? Сказано, возьмется у неимущего даже то, что имеет и дано будет тому, кто имеет. Кому дано? Вам, претерпевшим от врагов ваших, и этот дар будет бесценен и за этот дар вы будете со слезами благодарить врагов ваших.

Архивы