Иван Ефремов в 1971 году:
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке. За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть, и стремление к лёгким деньгам и вещам.
Что же это за техническая монокультура и почему из-за нее произойдет величайшая катастрофа? Это культура алчности, когда важен не сам товар, а приносимая им добавленная стоимость, не всеобщее процветание наций, а приобретаемый процент на капитал, в основном, не инвестированный, а взятый в кредит. Все ныне живут в долг: от простого человека до целых государств, и это развращение потреблением, с одной стороны, а процентами с заемных средств, с другой, создало настоящую культуру алчности, когда банкиры все больше и больше снижают процентную ставку, делая заемные средства доступными, а потребители все больше обрастают вещами, рефинансируя свои долги. В этом логическом ряду весьма характерным можно выделить пример Сбербанка (Сбера) Г.Грефа, который продает не товар, а возможности, делая деньги на желании людей сэкономить при приобретении новых товаров или услуг. Покупаешь весь пакет услуг – сильно снижается стоимость, которая по отдельности каждой услуги обходится значительно дороже. Это о чем? Покупайте, ведь это вам выгодно! Зачем, для чего – не важно, главное в рекламном обещании – это выгодно. И потребитель, зомбированный лозунгом о своей выгоде, идет и приобретает то, без чего можно было бы обойтись. Но зачем отказываться от того, что можешь себе позволить здесь и сейчас? Рост потребления должен был бы привязываться к росту заработка, росту профессионализма, карьерному росту специалиста. Однако такой процесс довольно длительный и спрос становится отложенным – люди вынуждены копить на приобретение чего-либо. Сегодня все значительно проще – бери кредит и получай то, что хочешь, а дальше сам банк рефинансирует кредит и выдаст новый, главное, чтобы никто не возвращал «тело» кредита, так как эти деньги становятся лишними и для банка, и для госдуарства, но брал все новые и новые кредиты, платя только проценты за обслуживание заемных денег. Культура бизнеса пронизывает общество алчностью и мещанством, вытравливая из народа нравственность, ибо деньги и нравственность не совместимы.
Довольны все: банкиры купаются в роскоши, потребители пользуются тем, к чему стремились, и нет никакого смысла повышать свой профессиональный уровень, гораздо важнее добиваться той должности, где содержание выше. Никто даже не вспомнит о цели своего существования – главное удовлетворить собственные желания. Сегодня человек стал рабом своих желаний, которые имеют четко выраженные стоимостные показатели, то есть, человек стал рабом денег. Именно об этой технической монокультуре писал фантаст И.Ефремов, называя ее величайшей катастрофой в истории человечества. Почему? Сегодня все знают стоимость каждого человека: сколько денег или недвижимости у него есть, столько он и стоит. Позабыты, позаброшены нравственные категории людей: кому нужен хороший муж или отец, если он беден? Кому нужен хороший специалист, если он честно делает свою работу, не позволяя халтуре вмешиваться в конечный результат, ведь за эту честность не платят, как и за дополнительное время на честное исполнение своих обязанностей? Кому нужен умный и свободномыслящий человек, если он представляет собой угрозу конкуренции для своего начальника? Зачем держать честного и порядочного чиновника, полицейского, прокурора или судью, чьи действия вступают в противоречие с корпоративной этикой тех, кто рассматривает свое место, как способ извлечения личной выгоды? Нравственность в обществе потребления явно лишняя, без нее лучше. Это так?
Нет, не так! Безнравственное общество, ставящее людей по ранжиру их состояния, влияния и наличия связей, получает обратный процесс, где появляется иной табель о рангах – преступный. Это не воры в законе, ОПГ и прочие атрибуты воровской малины в государстве, это тотальное распространение предательства в обществе, которое особо корежит и ломает душу человека. Предательство или «иудин грех» окончательно уничтожает нравственное общество, превращая всех в алчных потребителей своего и чужого. Новый табель о рангах уже заключается в возможности человека буквально сожрать тех, кто стоит у него на пути, такого человека называют успешным, ведь он умеет добиваться своей цели, идя по головам других – лузеров, неудачников, нищебродов. Чем алчнее, жестче и гневливее человек, тем он более успешен в организации своей карьеры, вызывая зависть окружающих. Иными словами, безнравственное общество выдвигает на передний план тех, кто совершенно обезумел в своей ненасытности разного рода преступлений. Недаром мы сегодня постоянно слышим и видим со всех сторон тех чиновников, которые унижают свой собственный народ – своих избирателей, называя их разными уничижительными эпитетами, но во время выборов этот же самый народ становится вдруг желанным и для него обещают все, что только возможно и невозможно. Но стоит пройти выборам – все возвращается на круги своя. Власть уродует человека или, наоборот, низменный, безнравственный человек ищет власти, чтобы реализовать свою алчность, возвести ее в новую степень? Время худших не только в России, это время худших нарастает по всей Земле, так как буквальное клонирование самых безнравственных политиков и бизнесменов растет день ото дня и увеличивает общее количество зла на единицу населения. Этот процесс захватывает всех, когда одни идут грабить и убивать, другие совершают подлость ради собственной выгоды, третьи создают немыслимые схемы только ради продвижения по службе, но все вместе эти подлые плевелы общества разъедают пока еще живую ткань народа, ломая и уничтожая его нравственность, делая преступной всю нацию, создавая выгодную для себя среду алчности и безнравственности.
Но у этой среды есть одно большое упущение: создавая подобных себе, зло творит злое, увеличивая количество ненависти в обществе, однако ненавидеть могут не только друг друга, но и власть, а также само государство, которое явно мешает росту индивидуалиста, препятствуя развитию алчности, которая в иных случаях прямо наказывается уголовными статьями с последующим отбытием наказания «в местах, не столь отдаленных». Для преодоления этого препятствия существует такое понятие, как либерализация законодательства, которое идет в ногу с постоянно растущей бюрократизацией всех общественных и государственных процессов, позволяющих не только обходить препоны, но и создавать обратный процесс в обществе, обусловленный ростом ненависти к руководству страну и всей политической системы. То есть, выкорчевывая нравственность из общества, руководство страны встает на тонкий лед безнравственного общества, привыкшего во всех своих бедах всегда винить руководство, чем могут умело воспользоваться те, кто мечтает занять теплые места на вершине Олимпа, сбросив с него прежних обитателей. Создавая алчную, безнравственную среду в обществе, но, прежде всего, в элите, сама элита создает нестабильность, как в обществе, так и в государственном управлении, и эта нестабильность будет только нарастать. Достаточно одного небольшого всплеска, и пошло, поехало! Революция элиты немедленно собирает под свои знамена молодежь – сегодняшних люмпенов революции, вместо пролетариата, которого практически не осталось, но молодежь городских кварталов с огромным удовольствием пойдет крушить то, что составляет гордость правящей элиты. Так происходит сегодня в Белоруссии, недавно происходило в Америке, Франции, Украине, Грузии, Киргизии, Венесуэле и в других уголках мира. Можно сказать, что огненный пояс нестабильности охватил весь мир.
Никто сегодня не находится в безопасности, но проклятие безнравственного общества ведет суверенные государства к самоуничтожению, а правящую элиту к самоликвидации. Предательство стало нормой жизни всех, и элиты, и общества, простого народа. О политиках уже никто иначе не говорит, как о предателях, и это ужасающее падение становится нормой жизни общества. Самое страшное падение человека, которое только может быть – это «иудин грех», то есть предательство, ниже которого человечество пасть уже не может, так как даже убийство можно омыть покаянием, но предательство – никогда. Человечество стремительно идет к своей нижней точке развития, получив монокультуру не технологической цифровизации постиндустриального мира, а монокультуру предательства, как способ удовлетворения своих страстей и низменных желаний, трансформировавшихся от обладания вещами, до обладания возможностями. Стремительная содомизация общества лежит в плоскости безнравственности и подлости, неизбежно ведущих к предательству. Предательству всех и каждого. Политик предает своих избирателей, чиновник предает тех, кто зависит от его деятельности, судья, прокурор и полицейский предают честных граждан, давая волю преступникам и позволяя выходцам из разных этносов глумиться над русским народом. Президент предает все государство, ведь именно он клялся при вступлении в должность: «Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.»
Клятва президента – это мистика власти, это связывание себя народом. Клятва президента не предполагает лавирование между группами влияния, но строгое исполнение блага народа и государства. Ведь это Клятва, а не обращение к нации. И в этом главное проклятие нашего времени! Проклятие безнравственного общества и власти!