Александр Блок 16 декабря 1917 года писал:
А лучшие люди говорят: «Мы разочаровались в своем народе»; лучшие люди ехидничают, надмеваются, злобствуют, не видят вокруг ничего, кроме хамства и зверства (а человек — тут, рядом); лучшие люди говорят даже: «никакой революции и не было»; те, кто места себе не находил от ненависти к «царизму», готовы опять броситься в его объятия, только бы забыть то, что сейчас происходит; вчерашние «пораженцы» ломают руки над «германским засильем», вчерашние «интернационалисты» плачутся о «Святой Руси»; безбожники от рождения готовы ставить свечки, молясь об одолении врага внешнего и внутреннего.
Возникает только один вопрос: лучшие люди, вы зачем сломали Российскую Империю и Русский Престол Николая II? Лучшие люди, вы зачем сломали социализм СССР? Чтобы затем мечтать о возвращении Самодержавия в России? Чтобы затем мечтать о реставрации социализма в Российской Федерации? Для чего было заплачено столькими жизнями, столькими искалеченными судьбами, чтобы плакать о былом? И, что вообще в русской жизни России означают эти треклятые реформы, если в результате их осуществления ломается цивилизация, отвергается прежняя эпоха, но с огромным, неимоверным трудом создается новая эпоха и новая цивилизация, лишь на время, чтобы снова вернуться к прежней цивилизации и к прежней эпохе, пусть и в новом формате, в новых условиях? Самое удивительное заключается в том, что Запад преспокойно управляет любыми реформами, меняющими его политический, экономический, социальный строй, но только не цивилизацию, но только не эпоху.
В Росси же всегда так: подхватили штакетник из забора, набили морды врагам и самим себе, наворотили грязь и кровь, а после героически начали бороться с последствиями собственного же безумства, вмиг став непримиримыми борцами со всяким разгосударствлением России. Отчего постоянно происходит этот волновой процесс, то набегающий на российскую государственность, то отступающий? Почему нельзя тихо, планомерно, последовательно реформировать то, что нужно реформировать, и не трогать то, что реформировать нельзя ни при каких условиях? Разве такова наша государственная сущность, требующая всегда максимального напряжения всех сил, до вздувшихся вен? А, коли так, то, может быть, стоит навсегда прекратить любое реформирование?
Невозможно! Сама жизнь требует реформ, но реформы, почему-то приводят к слому эпохи, цивилизации строя. Как же совместить реформаторство и стабильность? Только в одном случае, если перед затевающими реформы стоят задачи создания блага для всех, для Державы и для народа, не сиюминутные, не скоропалительно-популистские, а рассчитанные на длительную перспективу, на создание того образа будущего, который сопряжен с наследием цивилизации, эпохи, русской этики, и одновременно с восполнением того, что утрачивается без реформ. Иными словами, не реформа ради реформы, не реформа во имя некоторой группы лиц, а реформа во имя будущего, но с наследием исторического прошлого России.
Хватит экспериментов, хватит рубить с плеча и переворачивать страницу нашей общей истории, закрывая прежнюю главу навсегда – нужно всегда соблюдать преемственность пути развития. Хватит с нас каббалистических огненных скачков, преодолевающих прыжком десятилетия пути, проделываемого Западом. Почему мы все время сравниваем себя, свою Державу с европейскими странами? У нас разное все: климат, менталитет, этика, у нас даже христианство разное, у нас разное геополитическое положение, у нас разное отношение к своей земле, выражающееся в очень точной формуле: «ни пяди земли врагу». Так, для чего же нам сравнивать Россию и самих себя с европейцами или с китайцами, с американцами или с ближневосточными представителями ислама? Мы – это мы, они – это они, и между нами огромная пропасть.
Эта пропасть непреодолима еще и потому, что у России особая миссия в мире, и это признают все. Что у нас устроено плохо? Бедность, казнокрадство, лень, апатия и нигилизм? Этими качествами в той или иной мере страдают все нации, но только к России всегда предъявляют самый высокий счет. Почему? «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12:48). Господь вверил России судьбы мира, поэтому с нас так много спрашивают те народы, которые окружают нас, в особенности же народы Европы. Так, стоит ли роптать и тревожиться о нашем будущем, когда сравнение с другими явно не в нашу пользу? Мы сравниваем материальное, а не духовное. Материальное временно, но духовное вечно – об этом забываем все мы в нашей России, преклоняясь перед гением материального мира Запада. Естественно, возникает стойкое желание добиться тех же успехов, что и на Западе, но Запад живет иными мерками, с него не спрашивается так, как с России, ибо нет у Запада русской миссии миротворца, но всю свою историю Запад строил колониальную империю и только Россия – духовную.
Идя дорогой материальных реформ, невольно вторгаешься в сферу духовную, которая людям не принадлежит. Здесь человек должен ступать осторожно, как по тонкому льду, но получается всегда, как слон в посудной лавке. Затевая реформы экономические, материальные, нельзя вторгаться в сферу духовную, неподвластную людям, но как, реформируя базис, не реформировать надстройку? Невозможно! И уже снова пошли реформаторы по нашу душу, пробуя совместить материальное и духовное. Не получится, никогда не получалось, но реформаторов подобные сентенции не волнуют – они «лес рубят – щепки летят». А, это не щепки, это люди, чей духовный мир коверкается, следовательно, коверкается духовный мир следующего поколения – наших детей. Что вырастет из поколения «миллениум», кто задумался? Или, цель оправдывает средства? Не оправдывает, не надейтесь!
Нужно, начиная любые реформы, держать перед собой слово Господне. Так говорит Господь: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Мф 22-21) Мир материальный – это мир людей, но мир духовный – это мир Бога, в котором никто не разбирается, ибо познать Домостроение Божие никто не может, а только сам Бог, создавший все видимое и невидимое. Поэтому материальное – людям, духовное – Богу. Реформировать духовное человек не может: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Откр 22:18), поэтому реформы могут затрагивать только мир материальный. Но разве любой реформатор, затевающий реформы, может устоять в мире материальном и не покуситься на мир духовный? Зачастую, реформы начинаются с желания изменить надстройку и базис одновременно, но реформатор не понимает самое важное – отдаленность во времени реформации экономического (материального) базиса от культурной, ментальной, цивилизационной (духовной) надстройки.
Безусловно, одно без другого не бывает, и экономический базис, как способ хозяйственной деятельности общества, накладывает определенные отношения между людьми, формирует их ценности и меняет культурные запросы. Но происходит это лишь с течением некоторого времени, так как экономический способ производства, прежде всего, формирует производительнные силы, а уже затем производственные отношения, которые претерпевают существенные изменения в процессе развития профессионального уровня трудящегося. Так, переход от одного технологического уровня к другому повышает уровень образования, расширяет круг мировоззрения и формирует новую социальную среду и социальные отношения. Ныне же, переход к новому технологическому уровню не означает развитие техники и технологий, повышающих производительность труда и приводящих к снижению издержек за счет применения новых механизмов, но лишь к увеличению математического алгоритма управления производственными процессами, заложенными в конечном продукте.
Что же в итоге? Создается отдельная группа технологов, применяющих научные изыскания и математический аппарат с целью создания нового продукта и потоковых линий производства, не требующих присутствия людей на всем пути производственной линии, что полностью выхолащивает профессиональный уровень тех, кто занят на второстепенных, обслуживающих производство, функциях (упаковка, логистика, обслуживание, управление). Недаром, сегодня принято говорить о постиндустриальной эпохе, когда производство чипов стало главным технологическим процессом, а все остальные отрасли хозяйственного уклада не претерпевают никакого развития, более того, спад спроса прекращает развитие НИОКР. Деньги перестают выполнять свои функции ссудного процента и превращаются в простой учетный механизм ВВП, который давно не отражает реалий экономического развития. Что в этих условиях постиндустриального мира можно реформировать? Каким можно сделать будущее? Что станет определяющим в социальных отношениях через 10-20 лет? Ответов на эти вопросы нет, разве только у В.Суркова, но это утопия.
К чему мы подошли в итоге наших рассуждений? Реформа СССР была не нужна, реформа Российской Империи была катастрофой, будущая реформа Российской Федерации, без которой уже не обойтись, не создаст ничего иного, кроме реваншизма СССР-2.0, но исключительно в виде дуалистичной экономики с применением основ социализма и частной экономической инициативы, как это сделано сегодня в Китае, но на более высоком идеологическом уровне, отвергающем коммунистические штампы правящей партии. Ничего принципиально нового создать уже не получиться, поэтому переворачивать страницу истории не нужно и даже бессмысленно. В грядущем реформировании, которое неизбежно, нужно понимать две базовые вещи: 1. Прежде всего, реформы должны затрагивать вопрос собственности, усиливая государственную собственность через отмену приватизации 90-х, 2. Нужно с большой осторожностью подходить к социальным отношениям в государстве, не разрушая сложившуюся систему производственных отношений, но лишь помогая развиваться малому и среднему предпринимательству.
Обобщая, нужно со всей уверенностью признать, что крупный бизнес вреден для России, крупным бизнесом должна стать сама государственная собственность обобществленного хозяйствования, использующая элементы социализма для выполнения социальных обязательств, государственного регулирования экономики и приоритетного развития малого и среднего предпринимательства, которое станет залогом развития спроса домохозяйств и роста благополучия в нашем обществе. Причем, обратите внимание, мы говорим исключительно о материальном, экономическом способе реформ, никак не затрагивая духовную (культурную, этическую, цивилизационную сторону), так как одно должно прямо вытекать из другого. Нужно полностью изменить, прежде всего, производительные силы в нашем обществе, которые сегодня разделились на две категории: 1. Крупный бизнес олигархов, прямо завязанный на западные формы мировой глобальной сети, 2. Мелкий бизнес самовыживания граждан России, который практически никак не участвует в формировании государственной политики в области налогообложения и бюджета. Безусловно, власть привычно за Западом повторяет тезис о «новой нефти», но не торопиться применять принцип вовлечения людей в формирование бюджетной политики, в отличие от Запада.
Российские реформы в экономической области должны сохранить то, что было раньше в СССР и в Российской Империи, но изжить те негативные стороны, которые в полной мере проявились в 90-е годы прошлого века. Прежде всего, никакого волюнтаризма Ельцина быть не должно. Никаких диктаторских замашек репрессивного катка по отношению к тем, кто создавал эту приватизационную систему, к тем, кто воспользовался ею, быть не должно. Хватит методов установления порядка через репрессивный механизм, вполне достаточно государственного права и регуляторных функций судебной системы. Нужно, прежде всего, заботиться о благе всех – роста экономической и оборонной мощи России, во вторую очередь, рост благосостояния граждан должен быть неотделим от роста экономики государства, в третью очередь, забота о будущем – это забота об образовании, науке, культуре, этике, когда социальные отношения становятся продолжением уникальной русской цивилизации, созданной нашими предками. И никакого Запада, никакой Европы, никакого востока Евразийского континента, вполне достаточно формулы «Москва – третий Рим», которая определяет Востоком Россию – наследницу Византии.