Россией и миром правит бюрократия

В своей книге «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» А.И.Солженицын пишет о событиях, происходивших в 1992 году:

В короткое время непомерно тяжеловесный советский госаппарат под Ельциным утроился (!) и стал ещё более тяжеловесным и бессмысленным. Попытки обозреть его приводят ко впечатлению то ли чудовищному, то ли анекдотичному. Администрация Президента (огромного объёма). Управление делами. Президентский Совет. Совет Безопасности. Совет по кадровой политике (из трёх комиссий: по судебным кадрам, зарубежным и военным). Аналитическая служба. Экспертный совет. Центр специальных президентских программ. Аппарат советников – ближайших и не столь близких. Ещё отдельный аппарат по взаимодействию Президента и парламента. Формальное правительство (из министров либо безразличных, либо бессильных, либо корыстных) с переменным числом вице-премьеров: то их пять, чуть не до семи, то только два, – а через несколько дней снова увеличивается. А ещё же – тёмный кружок наиболее приближенных советников – начальник охраны, главный тренер по теннису. И сейчас – не выжить России без сильной президентской власти, нет у нас опыта парламентского правления.

Все правильно и до боли верно было записано в 1992 году. Кажется, что это было давно и уже превратилось в сухие строчки энциклопедии русской жизни, но одновременно понимаешь, что это все происходит сегодня, сейчас. Все тот же огромный, неповоротливый аппарат, все те же советники с добавлением Общественной палаты и Совета по правам человека. Государственная Дума VIII созыва все там же и все та же, невзирая на появление двух новых партий, ничего не решающих против партийного большинства ЕР. Правительство, в котором кроме М.Мишустина, напрямую подчиняющегося президенту, и спросить то не с кого, потому, что невозможно сформулировать вопрос, на который нужно отвечать министру. Администрация президента решает все вопросы: выборы, регионов, внешнеполитические, экономические, экспорта и импорта, ФНБ и распределения бюджетных средств, силовых структур и дипломатических миссий, имея, при этом, собственную аналитическую службу, проводящую опросы населения, собирающую собственную статистику и выполняющую функцию разведслужбы и ордена меченосцев при президенте.

Ничего не поменялось, кроме главного – российского патернализма, который окреп на фоне сравнения с Ельциным и больше уже не опускался. Авторитарный стиль власти укрепляется всякий раз, когда дела в государстве идут не очень, и ослабляется тогда, когда дела начинают идти в гору. Сегодня ситуация, прямо сказать, плохая, поэтому авторитаризм, поддерживаемый народным патернализмом, вырос, но по существу экономический и политический вопрос остался там же – в 90-х годах Бориса Ельцина, в его белом камне Ельцин-центра, второго мавзолея. Стоит первый мавзолей Ленина на Красной площади – сохраняется большевистское наследие в России, сохраняется фантомная память Сталина и социализма. Стоит второй мавзолей – Ельцина – сохраняется стиль бюрократического управления, заменяющего собой вертикаль власти первого лица. Президент на месте, он никуда не делся, но вокруг него невидимо носятся тени огромной бюрократии, которая пытается упорядочить структуру управления обществом, но все время получается диктатура. Иначе бюрократия думать не может, как только через указы, распоряжения, циркуляры и письма, обязательные к исполнению, а также через штрафы и иное принуждение.

Это бюрократическая вертикаль власти не имеет горизонтальных связей, но действует всегда сверху вниз и никогда наоборот. Родовой признак бюрократии – отсутствие обратной связи, движение снизу-вверх невозможно, запрещено самой бюрократической машиной, так как может нанести абсолютный вред всей бюрократической вертикали. Любая обратная связь транслирует вверх недовольство народа проводимыми реформами, казнокрадством и спесивостью тех, кто призван был служить государству и обществу. Любая обратная связь демонстрирует президенту и правительству в режиме реального времени, то есть, здесь и сейчас, все происходящие процессы. И для этого не нужна Счетная палата А.Кудрина, не нужны опросы ВЦИОМ и Левада-центра, люди, простые люди, на своей шкуре испытывающие всю мощь бюрократической машины власти, отправляют свои весточки наверх, в Администрацию президента, не находя защиты своих интересов на местах.

Администрация президента стала сборным пунктом жалоб на действия местных властей, вернее, на их бездействие. Администрация президента стала последней инстанцией, куда может обратиться за защитой простой человек, но, по законам бюрократии, жалоба спускается вниз, к тому, на кого жалуются. Что толку раздавать внутренние правила и циркуляры чиновникам – воз и ныне там, по какой-то немыслимой преемственности власти, когда жалоба вновь и вновь попадает тому, на кого жалуются. Так защищается сама бюрократическая система от разрушительного действия извне, не допуская никакой обратной связи, несущей опасности всей вертикали бюрократической власти. Но это только одна сторона государственной системы бюрократии, есть и другая.

Развитие самой системы бюрократии возникает из неспособности чиновников к созидательному труду, из неспособности развивать собственный идеологический аппарат на уровне мышления. Куда проще раздавать распоряжения на основе полученных указов свыше и требовать исполнения розданных распоряжений. Вся система бюрократии, направленная всегда сверху вниз, не предполагает творческого подхода людей на местах, более того, сама бюрократическая система применяет механизм защиты от такого творческого подхода в виде нецелевого использования денег, выхода за рамки своих полномочий и еще множество разных ограничительных функций, составленных, безусловно, из самых лучших побуждений. Но на деле все работает иначе: пока чиновник исполняет все в точности до запятой – он отличный работник, придерживающийся корпоративной этики вертикали бюрократической власти. Неважно, какой результат от этой деятельности конкретного чиновника, ведь он все исполнил в точности. Победителей в системе власти не любят, их называют выскочками и пытаются оградить систему от их влияния.

Почему? Человек решительный и неординарный, думающий наперед и способный анализировать происходящее, создает опасность для целостности системы бюрократии, производя ненужные колебания там, где никогда не должно возникать ни одного возмущения, ни одной волны недовольства. Когда, несмотря ни на что, эти волны возмущения возникают, то виновата не система власти, а народ, который не понял, не готов, не способен войти в новый мир. Чиновник, работающий по всем правилам вертикали бюрократической власти, никогда не будет виноват, ведь он исполнил все, что ему приказано. Однако верхние этажи власти также не будут признавать своих ошибок, поэтому продолжится поиск врага среди смежников, внешних факторов, погодных условий и еще множества разных оправданий, в которых поглощается без остатка само дело.

Как бороться с этой системой бюрократии, которая засасывает любого, даже самого правильного и ответственного руководителя государства? Только персональной ответственностью и постоянной ротацией кадров. Дело, которое поручается конкретному человеку, спрашивается только с него и больше ни с кого. Если же во время исполнения дела возникли непредвиденные трудности, то исполнитель должен своевременно информировать руководителя данного проекта, даже несмотря на то, что может нажить себе врагов среди аппарата президента. Дело важнее людей! При этом, нужно еще правильно ставить саму задачу, когда на этапе постановки задачи оговариваются силы и средства для выполнения поставленной задачи. Если же при формулировании задачи не выяснены силы и средства, то ставить такую задачу бессмысленно, ибо она априори не будет выполнена. Но такой подход к исполнению государственных задач выключает из процесса постановки задачи и ее реализации всю бюрократическую машину, которая становится не нужна, следовательно, бюрократическая система обязательно сломает этот механизм, что, впрочем, сегодня и происходит.

Почему сегодня все шишки сыпятся на либерально – экономический блок правительства и на председателя ЦБ РФ? Минфин задерживает финансирование, ЦБ РФ не принимает участия в экономическом развитии государства. А должен? Нет, задача Минфина и ЦБ РФ в ином – в осуществлении кредитно-денежной программы. На этапе становления задачи развития страны Минфин и ЦБ РФ должны быть привлечены в качестве тех экспертов, которые определяют силы и средства для выполнения задачи, но после того, как задача уже поставлена, Минфин и ЦБ РФ просто выполняют свои функции так, как им положено по законодательству и никак иначе. Любая задержка с их стороны должна расцениваться, как саботаж, вредительство. Почему в российской действительности все происходит наоборот? Президент и премьер-министр ставят не задачу, которую нужно выполнить для получения определенного результата, а сам результат, поручая исполнителю продумать и сформулировать задачу, заодно собирая силы и средства. Так не годиться, так делать неправильно.

Однако такое положение дел – это не вина президента, но Администрации президента, которые ставят результат, а не задачу. К такому – то году необходимо выправить демографическую ситуацию в России, на следующий год прирост ВВП в стране должен достигнуть таких-то показателей, смертность от пандемии коронавируса и количество заражений должно достичь такого-то уровня, цены на продукты питания не могут превысить такой – то уровень. Помилуйте, братцы, что же вы делаете? Нельзя ставить телегу впереди лошади, нужно ставить задачу развития, сбережения, роста экономики, сохранения здоровья нации и роста населения, определять силы и средства для достижения результата, который станет образом будущего, и никак иначе. Целевой результат – это планирование Госпланом, когда в планы включались все звенья народного хозяйства социализма. В наших, теперь уже капиталистических условиях, либо верните Госплан и подчините ЦБ РФ премьер-министру, либо не требуйте никаких целевых показателей, ибо совмещать наследие СССР с современной системой РФ, включенной в глобальную финансовую систему, бессмысленно.

Архивы