Высшая ценность цивилизации – это духовность

духовность

Утверждение математика и философа Бертрана Рассела также актуально сегодня, как и в 1917 году, когда были произнесены слова, вынесенные в заголовок. Не технический прогресс, ни архитектура, ни железные дороги, ни самолеты и корабли, помогающие жить человеку лучше, иными словами, никакая материальная составляющая истории не делает общество лучше, как только возрастание духовности, укрепление нравственных ценностей и рост культуры. Сегодня все мы живем в условиях технического прогресса, меняющего наш уклад, но какова необходимость Второго Пришествия Иисуса Христа в силе и славе великой, если дела на Земле, в человеческом сообществе идут хорошо? «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8) И это главное, что должно беспокоить людей – не технический прогресс, ни уровень благосостояния, но духовное благополучие, постоянное развитие христианской цивилизации, укрепление нравственности в обществе.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (Апок 21:1-2)

Но для чего нужно будет Богу создавать новую землю и новое небо, если прежнее хорошо? И для чего нужен будет Страшный Суд, последний и окончательный, если на Земле все дивно устроено и миром правит технический прогресс и наука? Выходит, что ни технический прогресс, ни научные достижения не нужны человечеству так, как нужно духовное совершенствование, как укрепление христианской цивилизации на основе православной веры, культуры и этики. Выходит, что все, создаваемое руками человека, его творчество, служащее не духовному росту, но гордыни, эгоизму абсолютно бессмысленно в очах Божиих. Что толку в современных технологиях, если они не улучшают качество духовной жизни человека, но наоборот, ухудшают, разобщают, превращая человека в раба вещей и желаний? И, когда это развращение дойдет до крайней точки, тогда изольется на человечество гнев Божий в виде 1260 дней правления антихриста – Иерусалимского царя, владыки вселенной. Но и тогда не исправятся люди.

О чем говорит нам Писание? О том, что цивилизация без Бога мертва, она способна только на воспроизводство того, что приводит в еще большое разрушение саму цивилизацию, основу которой заложило христианство, Церковь Иисуса Христа. Знаете ли, какое самое большое пророчество оставила нам цивилизация расширения эгоизма – Америка? Это Теория управляемого хаоса Стивена Манна, в которой прямо утверждается, что в самой природе человеческой цивилизации заложены механизмы саморазрушения и самосозидания. Но главное отличие в поступательном механизме саморазрушения от спада и возрождения, зиждется в том, что всякая новая самоорганизованная критичность оказывается меньше прежней. Нет даже повторения того, что было достигнуто ранее в человеческом сообществе. Безусловно, разрушенное в результате войны ли, революции ли, природной катастрофы, вновь собирается воедино, восстанавливается то, что было снесено различными силами, но то, что создается впоследствии, никак не равно тому, что было до катастрофы.

Мы уже не говорим о том, чтобы превзойти прежние достижения. И, заметьте, речь не идет о материальном – прогресс никогда не останавливается, тем более во время войны. Но замирает жизнь духовная, переводя образ цивилизации из духовной в материальную жизнь. Та нация успешнее, которая богаче и сильнее – это утверждается не сегодня и не вчера, это утверждается во все времена человечества. Никто не говорит о силе цивилизации духовной, о необходимости укрепления нравственности в обществе, о росте культурных запросов над материальными. Да, мы живем в мире материальном, но почему же рост материального достатка не приводит к росту культурного уровня? Почему не превышен уровень Достоевского, Гоголя, Толстого, Пушкина, Лермонтова, хотя технический прогресс ушел далеко вперед по отношению к XIX веку? Почему достижения архитектуры Римской империи две тысячи лет становятся основой всех архитекторов, применяющих в своих работах источник вдохновения прежних, античных созидателей? Как же так, ведь технический прогресс должен был создать новое в человеческом творчестве?

Не создал, но, наоборот, привел к деградации. Разрушив империи Европы, масоны США и Великобритании получили в свои руки отлично управляемые республики, где технический прогресс вывел огромное количество технологий, улучшающих нашу жизнь, но материально, а не духовно. Сколько потеряла Россия от революции 1917 года, от становления большевистской власти, от руководящей роли коммунистической партии? Уровень «золотого века» и даже «серебряного века» так и не был достигнут. Но, давайте посмотрим на мир современной нам России. Откуда эта ностальгия по фильмам и произведениям времен СССР, куда исчезли барды, творческие вечера, куда исчезла та культура, замешанная, заметим, на жесткой идеологии? Это ли не прекрасное подтверждение того, что Теория управляемого хаоса нам со всей откровенностью говорит: каждая новая самоорганизованная критичность всегда будет хуже предыдущей. Человечество развивается по спирали, но не верикально, а горизонтально, всякий раз возвращаясь к тому началу, от которого возникло новое движение из хаоса войны ли, революции ли, или природной катастрофы.

Мы постоянно падаем в небытие и исключительно потому, что нет прогресса в духовном развитии, но всякое новое достижение прогресса непостижимым образом удаляет из человеческого сообщества мир духовный, никак не связанный с миром материальным, абсолютно не завися от новых технологических и экономических укладов. В теории социалистического развития СССР была заложена установка, что опережающее развитие базиса – производительных сил, обязательно формируют надстройку – производственные отношения, которые совершенствуются по мере наполнения производительных сил новой техникой, чье освоение требует повышения профессионального уровня, невозможного без получения новых знаний. В свою очередь, новые знания увеличивают интеллектуальный уровень трудящихся, что меняет их запросы из материальной сферы в духовную, культурную. Иными словами, рост производительных сил неизменно приводит к росту запроса на культурное развитие общества.

Произошел ли приведенный процесс в действительности? Отчасти, да, но самое читающее общество Земли мгновенно снесло и базис, и надстройку еще во время горбачевской перестройки, заменив классические произведения на «Огонек» Коротича. Как же так, почему общество стремительно деградировало во время создания и приведения в жизнь управляемого хаоса августа 1991 года? Ответ весьма прост – не было настоящего, подлинного роста культурных запросов, хотя интеллектуальный уровень, безусловно, менялся в лучшую сторону. Домашние библиотеки не стали основой духовного роста, хотя запрос на духовную составляющую российской культуры был, иначе, чем объяснить ренессанс православия в 90-е годы прошлого века. Но этот временный десятилетний всплеск не привел к широкому обращению нашего общества к русской православной духовности. Воз остался там, в СССР, но не приблизился ни на йоту к духовности Российской империи дореволюционного времени.

Естественно, возникает вопрос: если уровень духовного развития нации перед революцией 1917 года был высок, то почему произошла сама революция, почему свергли Николая II и почему не произошло никакого возмущения после казни святых Царственных мучеников в Екатеринбурге 17 июля 1918 года? Это главная загадка того, дореволюционного общества, которое планомерно, от русской интеллигенции XIX века через теракты народовольцев, шло к революции 1905 года, когда Николай II был вынужден ввести дуалистичную монархию с элементами республиканского строя, с целью сохранить Российскую империю от распада, от революции. Но этот роковой шаг, совершенный в обстоятельствах непреодолимой силы, привел к падению самой РИ, Русского Престола и Российской Церкви. Заметим, прогресс в два десятилетия перед революцией 1917 года развивался в России невиданными темпами, превышающими сегодняшнее развитие Китая.

Кстати, КПК и Си Цзиньпину нужно очень серьезно присмотреться к российской истории, начиная с 1917 и заканчивая 1991 годом – времени от одной революции до другой. Смотрите, как работает главное пророчество XX века – Теория управляемого хаоса, когда всякое последующее общество хуже организовано, чем предыдущее. Эти постулаты угрожают современному Китаю, который не должен уповать на свой технический прогресс, на рост производительных сил – базис, и рост производственных отношений – надстройку, но должен очень внимательно смотреть на развитие своего общества, совершенствуя не материальную сторону существования общества, которая заканчивается хаосом, а духовную составляющую развития общественных отношений, способствующих возможной отсрочке хаоса войны или революции.

В той же степени, подобное утверждение касается и современной России, где духовный упадок виден невооруженным глазом и выражается этот упадок, прежде всего, в ухудшении демографической ситуации, как отражения отсутствия образа будущего у большинства молодежи. С этим нужно что-то делать! И, прежде всего, с политизированностью нашего общества, ведь постоянно политизируя общество многочисленными ток-шоу на телевидении, предлагая политизированную повестку дня, властители народных дум приводят людей в состояние нервозности, ожидания хаоса, сопровождающуюся обязательной депрессией. Нужно постоянно думать о духовном здоровье общества, выкорчевывая плевелы возможного будущего хаоса, стараясь отдалить неизбежное как можно дальше. Духовное развитие общества невозможно без нравственного развития власти. Это нужно помнить и всегда действовать с оглядкой на наше общество. Безнравственная власть еще сильнее разрушает общество, чем бездуховность самого общества. Впрочем, детерминированная неизбежность рано или поздно наступит, но сила управляемого хаоса зависит только от тех, кто сегодня руководит страной и обществом.

Архивы