Конституционная монархия 1906 года – выбор России и русского народа

В предыдущей статье было рассмотрено два вида монархий: конституционная и парламентская, которые отличаются в главном по отношению к закону (Конституции), где Конституционная монархия стоит над законом, то есть может менять его по своему произволению, а парламентская монархия подчиняется закону, который может изменить лишь референдум, организованный парламентом. В обеих формах государственной власти присутствует монарх, который также отличается степенью ответственности и свободы принятия государственных решений. При Конституционной монархии Царь приносит клятву Богу в таинстве миропомазания на царство, а парламент приносит присягу на верность Царю, где Царь принимает на себя личную ответственность за судьбу Отечества и получает свободу издавать закон (Конституцию), согласно с установившимся мировоззрением в государстве и обществе на справедливость и верность Отечеству, в парламентской монархии (большинства европейских стран) Король (Королева) приносит присягу парламенту и Конституции, предопределяя, тем самым, свою низкую ответственность за судьбу Отечества и малую свободу принятия решений, полностью завися от парламента и закона. Итак, большая ответственность большая свобода в принятии решений, Царь стоит над законом (Конституцией), но подчиняется ему тогда, когда закон не требует внесения изменений, меньшая ответственность меньшая свобода в принятии решений, закон (Конституция) неизменен и не подлежит изменению Королем. Таковы основные положения двух форм монархии, где одна была создана в Российской Империи в 1906 году, учитывая французскую Хартию образца 1814 года, а другая получила развитие в результате постепенного снижения роли монарха и укрепления республиканского парламентаризма, особенно по итогам Первой мировой войны. Так как парламентская монархия России не походит (о чем было рассмотрено в первой статье этого цикла), то необходимо изучить основы Конституционной монархии образца 1906 года:

Свод основных государственных законов Российской Империи

Ст.5 Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

Ст.7 Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

Ст.8 Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

Ст.9 Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

Ст.10 Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору.

Ст.12 Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами.

Ст.13 Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

Ст.16 Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

Ст.17 Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями.

Ст.55 Верность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наследнику утверждается всенародною присягою.

Ст.57 По вступлении на Престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви.

Ст.62 Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания.

Ст.65 В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

Ст.70 Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного.

Ст.77 Собственность неприкосновенна.

Ст.81 Российские подданные пользуются свободою веры.

Ст.94 Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона.

Ст.98 Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора.

Ст.100 Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам.

Ст.101 Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской империи на пять лет.

Ст.105 Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора.

Ст.107 Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издания новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

Ст.123 Председатель Совета Министров, Министры и Главноуправляющие отдельными частями ответствуют пред Государем Императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения.

Таким образом, основные положения Конституционной монархии выглядят так:

  1. Законодательная инициатива принадлежит Государю и Государственной Думе,
  2. Государь утверждает все законы, без высочайшего утверждения закон не является действительным,
  3. Изменение Свода законов (Конституции) может осуществлять только Государь,
  4. Государь является единовластным руководителем исполнительной власти,
  5. Государю принадлежит почин назначения и снятия с должности председателя правительства, министров, судей и прокуроров,
  6. Все граждане России приносят присягу на верность Государю, включая членов Государственной Думы, Государственного совета и министров,
  7. Государю принадлежит Монетный двор,
  8. Собственность неприкосновенна,
  9. Закон не может быть изменен иначе, как только силой закона.

Чего нет в Своде законов Российской Империи, но что должно обязательно войти в новую Конституцию:

  1. Вся власть в России принадлежит народу, который избирает Государя и присягает ему на верность, полностью вручая свою судьбу в руки монарха,
  2. Земля, недра, вода и леса принадлежат всему российскому народу, обобществляются стратегические, градообразующие предприятия, связь, банки, железные и автомобильные дороги, морские и авиационные порты, морские судоходные компании, авиационные компании, добывающие и перерабатывающие компании, фармацевтические предприятия и все компании ЖКХ, за исключением предприятий, обслуживающих жилищный фонд,
  3. Государь, как глава исполнительной власти, распоряжается всем государственным имуществом и собственностью единолично,
  4. Народовластие осуществляется путем создания городских и поселковых советов народных депутатов, а также Государственной Думы и Государственного совета, губернаторы и мэры городов назначаются Государем по предложению Государственной Думы и собственному почину, советы народных депутатов входят в систему государственной власти,
  5. Политические партии и общественные союзы существуют исключительно на народные пожертвования и не имеют права заниматься предпринимательской и финансовой деятельностью, а также получать финансовую помощь из иностранных источников,
  6. Члены Государственной Думы и Государственного совета избираются на основе прямых тайных выборов по одномандатным округам,
  7. Внешнеторговая деятельность осуществляется через государственные уполномоченные организации, Государю принадлежит монополия на всю внешнеторговую деятельность в России,
  8. Международное право не может быть выше суверенного права, все, ранее заключенные договоры и соглашения проходят переаттестацию согласно принятого уложения о приоритете суверенного права,
  9. Федеративное устройство России предполагает создание правительств национальных республик с подотчетностью премьер министров этих республик непосредственно Государю, без права непосредственного сношения с иностранными державами и внешнеторговыми организациями иностранных государств без соизволения Государя,
  10. Конституция Российской Федерации обязательна для всех национальных республик, никто не имеет право издавать собственную национальную Конституцию или законы, вступающие в противоречие с утвержденной Государем Конституцией,
  11. Наряду с общегосударственной собственностью в России существует частная и коллективная собственность, а также свобода предпринимательства, не ущемляющая интересов народов России и государства,
  12. Всем гражданам России гарантируется пенсия по достижении: женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, выплаты по рождению детей, инвалидности, уходу за больными, а также социально незащищенным гражданам осуществляются согласно действующему законодательству в объеме, позволяющем в полной мере обеспечивать себя продуктами питания, одеждой, предметами долговременного пользования, а также владения жилищем,
  13. Все граждане трудоспособного возраста обязаны трудится, тунеядство преследуется по закону, государство не допускает проявлений безработицы,
  14. Вознаграждение за труд не должно быть ниже прожиточного уровня, устанавливаемого для всех предприятий, независимо от формы собственности, но дифференцированного по регионам,
  15. В России вводится прогрессивная налоговая шкала, зависимая от доходов и региона проживания,
  16. В России вводится смертная казнь за особо тяжкие преступления перед государственностью, экономической и политической безопасностью, и суверенитетом, а также за преступления против жизни и здоровья граждан Российской Федерации,
  17. Использование служебного положения в личных целях приравнивается к особо тяжким преступлениям и карается смертной казнью с конфискацией имущества,
  18. Митинги и шествия разрешены на всей территории России, при условии, что они проводятся мирно, без оружия и не призывают к свержению действующей власти, уведомления о проводимых уличных и иных мероприятиях обязательны с целью принятия мер защиты митингующих и сохранения общественного порядка,
  19. Инициатором проведения общероссийских референдумов по вопросам внутренней политики, выступает Государь,
  20. Банк Российской Федерации подчиняется непосредственно Государю,
  21. Изменения прав собственности подлежит почину Государя, никто иной и никакая иная организация, включая Государственную Думу, не имеет права вмешиваться в государственную систему распределения и разделения собственности.

Дополняя этими положениями Свод законов Российской Империи образца 1906 года, можно не только создать справедливую систему власти Конституционной монархии, но и перейти в рамках республиканского строя к новым общественно экономическим условиям существования страны и общества, создавая ту систему власти, которая наиболее полно соответствует чаяниям и нуждам государства и общества.

Архивы