Князь Н.Д.Жевахов, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода о Поместном Соборе 1917 года, из книги «Воспоминания»:
Одним из самых непостижимых завоеваний революции явился так называемый «Всероссийский» Церковный Собор, созванный в ноябре 1917 года в Москве, не только с любезного «разрешения» Временного Правительства, узурпировавшего власть Помазанника Божия, но и под условием предъявления этому правительству решений Собора «на уважение». Ни унизительная форма «разрешения» безбожного «правительства», очевидно не имевшего права ни разрешать, ни запрещать созыва Собора. Это право принадлежало по Основным законам Империи только Самодержавному, Богом помазанному на царство Царю. Ни тот факт, что такое разрешение явилось лишь новым издевательством над Государем Императором, неоднократно признававшим созыв Собора несвоевременным, и нарушало волю Монарха, томившегося в заточении в Сибири. Ни фактическая невозможность обеспечить соблюдение обязательных канонических требований, – не удержало иерархов от созыва Собора, с которым связывалось так много разнообразных вожделений, столько радостных надежд.
Свобода от Царя жестоко отплатила тем, кто наслаждался собственной независимой ролью в России времен революционного мракобесия. Невзирая на обращение князя Н.Д.Жевахова к первенствующему члену Святейшего Синода митрополиту Владимиру (Богоявленскому), выступить в защиту Николая II и самодержавной власти в Российской Империи, тот отказался сделать то, что был обязан. Невзирая на письма простых людей к Собору, а также вопрос о разрешении верноподданнической клятвы Николаю II, Собор не ответил ни один вопрос, радостно приветствуя собственную свободу. И эта свобода отплатила церковным расколом Живой церковью, расстрелами, ссылками и арестами, а также прямым убийством избранного патриарха Тихона (Белавина). Как можно было не разобрать того, что эта свобода Русской Церкви была дана от сатанинского племени – революционеров? Как можно было следовать делам тех, кто сверг Помазанника Божия, а затем убил, расчленил, полил кислотой, целые сутки жег на кострах останки святых Царственных мучеников, добиваясь только одной цели – уничтожения русского, православного Самодержавия и самого носителя этого Самодержавия – русского народа?
Не вы ли, церковные иерархи были наследниками тех иерархов, кто помазывал на царство Петра I, отменившего патриаршество в России, не вы ли просили Николая II восстановить патриаршество, но Царь отвечал о несвоевременности патриаршества и просил подождать? Почему же ослушались? Потому, что не верили в Божий промысел о России, не верили в священную фигуру Помазанника Божия, не хотели склонять свою выю тому, кто вручил себя самого, всю Россию и Церковь ее в руки Божии, преклонив колена в Успенском соборе Москвы. Неужели церковным иерархам было мало того, что им дал Господь по молитвам Царя? Мало! Им хотелось стать свободной Церковью, да еще возгласить «владычицу морскую» в лице патриарха. Как в сказке А.С.Пушкина, старик остался у разбитого корыта, так и в России Церковь оказалась в гораздо худшем положении, чем была в естестве Святейшего Синода. Захотелось большего, но получили меньшее.
Удивительная Россия, уникальная ее духовная природа – все, что не приносит очищения от греха, все, что удаляет русский народ от Бога – уничтожается, сметается мощным девятым валом. Вместе с самим народом, с теми его представителями, кто покусился на сам Престол Божий. Почему? Отвергаясь воли Сына Божия, народ и церковные иерархи бунтуют против Бога, идут на Него войной. Не понимая значение священного образа Царя, перестали разуметь первенство Божественной воли, Его Промысла о России. Не у кого было спросить? Полноте, господа, разве Иоанн Кронштадтский не предупреждал о грядущих бедствиях? Разве святые отцы Оптиной пустыни не пророчествовали о будущем России и русского народа? Было, все было, но никто не стал слушать, ведь «свобода вас примет радостно у входа». Приняла и даже ввергла в эйфорию этой бурной радости тогда, когда Николай II вместе со всей своей семьей был в Тобольске, лишенный возможности спасать свою Россию, свой русский народ. Ему оставалось только одно царское право – принести себя в жертву за страну.
Разве патриарх Тихон (Белавин) принес себя в жертву за Церковь, как пишет в своих воспоминаниях князь Н.Д.Жевахов? Это невозможно, ибо Церковь создана и управляется не людьми, но Иисусом Христом, не нарушающим свободную волю людей, но вразумляющих своих чад скорбями, болезнями и даже самой смертью, но не лишающим жизни вечной. Такова любовь Божия к человеку, нам в земной юдоли абсолютно недоступная. Но почему же нам постоянно мало этой любви, почему хочется больше того, что дает Бог? В католической и протестантской Европе все проще – там отвергают Самого Бога, но в России Бога никто не отвергает, просто хотят больше, чем дает Бог. И к кому же идут за этим «больше»? В Евангелии сказано: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6-24), следовательно, требующие больше, чем дает Бог, идут к дьяволу, ведь именно ему принадлежат «все царства мира и слава их» (Мф 4-8).
Так было в революцию 1917 года, когда в марте представители Думы, объединенные единством цели с высшими военными чинами, свергли Николая II, потому, что им хотелось большего, чем России давал Бог через Помазанника Своего. И накликали на себя большевистскую беду, потопившую Россию в крови. Однако стойкость русского человека нарушила планы большевиков, и они были вынуждены перейти к строительству социализма в отдельно взятой стране, оставив мировую революцию ее глашатаю – Л.Д.Троцкому. Но и государственно-партийный социализм не просуществовал долго, сменив несколько руководителей страны, так как партийной верхушке очень хотелось легализовать свои миллионы. Алчность никогда не имеет границ, и именно на этом попался русский народ в приватизацию госсобственности этой алчностью, ошибочно полагая, что «пусть лучше эти наедятся от пуза, чем придут иные, голодные». Не наедятся, ибо служат ненасытной маммоне, сиречь дьяволу. Такова проза русской жизни России.
То ли наша огромность понуждает народ мыслить категориями общего, целого мира, то ли широта души русского человека заставляет его обретать всечеловечность Ф.М.Достоевского, чего не смогли обрести евреи из-за своей алчности и подозрительности. Неизвестно, но ясно одно, нам всегда мало того, что дает нам Бог, и мы вверяем свою жизнь проходимцам, которые используют эту жажду русского народа в своих целях, прямо противоположных целям русского общества России. Надо полагать, что пока русский народ не одумается, пока не прекратит жить в долг, требуя для себя сверх того, что дает Бог, русские проблемы России не решатся – Держава не восстановится.
На чем играет власть? На нищете народа, ибо нищий, обездоленный народ готов принимать любую ложь за правду, за надежду насытиться, обогатиться в будущем. Но, если нет сытого настоящего, то как появится зажиточное будущее? Почему в Китае это понимают, а в России нет? Где задачи власти по преодолению нищеты в России? Их нет! Самое главное для любой власти – это стабильное и сытое общество, где все социальные проблемы решены или решаются по мере их поступления. Сегодня ничего подобного нет. Власть живет от потопа до потопа, от одной беды до другой, становясь калькой с народной жизни России. Власть может строить планы на будущее, но эти планы не могут быть отличными от нужд народа и страны, ибо иные планы, направленные на личное обогащение представителей власти пусты и суетны. Неужели не понятно, что Запад терпит российскую власть пока она ослабляет Россию, перековывает на европейский манер русский народ? Как только приключится поворот к национальному возрождению, так запад немедленно ополчится на Россию.
Внешняя стабильность не тождественна внутренней, это нужно очень ясно и четко понимать. Важнее стабильность внутренняя, чем внешняя, ибо стабильность внутренняя – это рост благосостояния граждан и укрепление могущества страны, а стабильность внешняя от России не зависит, но полностью находится в руках Запада, ненавидящего Россию и русский народ. Поэтому, пока у России сохраняется стабильность внешняя – можно со всей уверенностью сказать, что стабильности внутренней нет и быть не может. Запад боится нашей мощи, поэтому всегда будет стремиться унизить, подавить Россию, сделать ее неспособной к сопротивлению. Следовательно, нужно укреплять стабильность внутреннюю, готовясь к войне – такова правда русской жизни России. Как только мы укрепляемся – так сразу на нас идут войной, чтобы разорить, унизить, покорить себе Россию.
В этих условиях русской жизни России нужно всегда довольствоваться тем, что дает нам Бог. У нас огромная, уникальная территория, с колоссальными кладовыми. У нас уникальный, талантливый, работящий русский народ, чьи силы, умение и желание нужно всего лишь направлять в нужное русло государственного строительства. Русский народ любит Россию больше чем себя, но это не означает, что нужно держать наш народ в нищете. Цель любого общественного развития – это не просто создание мощного государства, но и собственного благополучия. При этом нужно учитывать еще одну особенность русского менталитета – это желание жить в равном обществе, где у всех есть равные права и обязанности. Не равенство в собственном достатке, во владении недвижимостью, а в равных возможностях к достижению этого достатка, когда социальные обязательства власти позволяют каждому человеку динамично развиваться.
Но нужно всегда оставаться в том положении, когда данное России Богом является абсолютно самодостаточным. Главное – не искать и не требовать большего, ибо сколько можно разрушать себя и Россию в обретении недостижимого? Нельзя сделать Россию удобной для всех – нужно следовать цели и приоритетам, а все остальное даст Бог. Не сомневайтесь!