Любая государственная политика невозможна без стратегического планирования, в рамках которого выбираются тактические цели кратковременного горизонта принятых решений и для выполнения этих тактических мероприятий, Минфин выделяет средства, правительство выдает скоординированный план, а Администрация президента контролирует ход выполнения поставленных задач министерствами и регионами. Так должно быть в идеале, но система не работает все двадцать лет попытки стабилизации и роста экономики России. Какие стратегические цели и задачи поставлены руководством страны перед исполнителями? Ничего не известно. Нам все время рассказывают сказочку на ночь о том, что благосостояние граждан России по сравнению с 90-ми годами прошлого века выросло. Позвольте, это можно и нужно было говорить в первое десятилетие 2000-х, но по истечению второго десятилетия такие оправдания ничего неделания просто смешны. Из десятилетия в десятилетие нам сообщают о наличии некоего стратегического плана, который неизбежно не выполняется. Почему? Его изначально не должно было быть, по той простой причине, что на такую перспективу в 20 лет никто ничего не планировал – все получилось, как всегда в России, само собой? Естественно, и на следующее, третье десятилетие никто ни в Администрации президента, ни в правительстве ничего не планирует, так как повышение благосостояния населения – это не стратегия, а тактика, в стратегии должен быть сформулирован точный образ будущего, которого нужно достичь, и в нем рост благосостояния граждан – это уровень третьего мира, а не огромной русской Державы, чей путь невозможен без постоянного роста экономики, ибо в России холодно, она невероятно огромна и малонаселена. Сергей Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике:
Единый план по достижению целей национального развития до 2030 года существует только в виде проекта. Он официально нигде не опубликован, хотя должен был быть представлен в готовом виде к 30 октября 2020 года. Цифровые платформы ведомств, на которые было израсходовано не менее 300 миллиардов рублей, действуют не скоординированно и по существу представляют собой «золотые арифмометры». Наивно рассчитывать, что они способны рассчитывать сложнейшие математические процессы стратегического планирования. Ситуация тяжелая. Она и не могла быть иной. Оптимизировать управленческую структуру, реформировать малоэффективные институты развития, обновить кадры – все эти административные меры в совокупности не заменят полноценное ядро стратегического планирования. Несмотря на законодательное решение перейти к стратпланированию в 2018 году, он так и не начал действовать.
Самое интересное в этой цитате – это безысходность народных избранников, представителей четырех политических партий, финансируемых Кремлем, которые отлично понимают, что: 1. Цифровизация, столь любимая президентом, провалена – украдены деньги, результата нет, 2. Никаких стратегических планов в России не существует, как и образа будущего, Кремль и вся элита живут одним днем, 3. Обновление кадров, реформирование институтов развития и оптимизация всего, что можно оптимизировать уже бесполезно, 4. Ситуация тяжелая, 5. Планы В.В.Путина после переизбрания в 2018 году не работают и их некому выполнять. И это пишет не блогер в телеграме или в ЖЖ, это важный функционер законодательной власти в Государственной Думе РФ! Что же дальше? Без стратегического планирования, без образа будущего страна и общество просто остановятся, а остановка или застой – это всегда откат назад, что и происходит последние пять лет, когда покупательная способность граждан России упала в два раза, никакой переориентации с экспорта сырья на производство товаров потребления нет, как нет и развития внутреннего спроса за счет роста доходов граждан страны, напротив, эти доходы падают, а миллиардеры, что естественно, богатеют. Для граждан России уже сформулирован в МВФ человеконенавистнический термин – новая нефть, как источник дохода бюджета страны в условиях падения экспорта. Когда для Кремля граждане России – новая нефть – жди беды, ибо недовольством народа обязательно воспользуются революционные проходимцы и их западные покровители.
Что же делать? Похоже, что предпринимать какие-либо усилия уже поздно: этот Гордиев узел можно только разрубить, ибо развязывать и распутывать все то, что было проделано с экономикой и с гражданами страны за последние 10-15 лет уже бессмысленно. Сегодня нужно начинать с отмены итогов приватизации, с возвращения многих предприятий под государственный контроль, а всю добычу природных ископаемых и все формы финансовой системы, включая ЦБ РФ нужно немедленно подчинить правительству России. Ибо, занимаясь (по крайней мере, пытаясь) созданием стратегического планирования, чем и кем будут управлять в правительстве? Частными или полугосударственными предприятиями? Это абсолютно невозможно, если только эти предприятия не включены в госзаказ, но, уж коли они включены в госзаказ, то как эти предприятия могут быть частными или полугосударственными – это нонсенс, это причина вопиющей коррупции в стране. Госзаказ в наших российских условиях могут получать только государственные предприятия – мы не в Америке, где акционерные предприятия участвуют в программе Пентагона, так как в США абсолютно иной менталитет народа и тех, кто стоит во главе этих компаний. Страна, созданная на частном капитале при самой широкой демократии не может быть иной, но Россия создавалась по другим историческим лекалам, будучи во многом самодержавной, наследственной. Россию разрушил частный капитал буржуазии, он ударил по многовековому менталитету, именно поэтому социализм СССР смог создать огромную предвоенную индустриализацию, основанную не на частной, а на обобществленной, государственной собственности.
То, что хорошо для Запада – России смерть! Наши климатические и геополитические условия существования не позволяют верховодить частной собственности, которая заинтересована только в одном – извлечении максимально возможной прибыли. При этом, создание добавочной стоимости в нашей стране связано с криминалом на всех этапах, именно поэтому весь созданный прибавочный капитал немедленно покидает Родину. Закон нарушают все, и все знают об этом, но корабль России идет по глубокому фарватеру до тех пор, пока соблюдается баланс интересов власти и народа, при первых же попытках разбалансировать этот нематериальный договор власти и народа, корабль Россия упирается в мель и уже не движется вперед. Нужно включать задний ход и возвращаться на несколько шагов назад, но те, кто у руля уже не могут отыграть назад, ведь они вплетены в мировую глобальную систему, где подобные действия недопустимы. При этом у капитана корабля слишком много советников, которые постоянно говорят о невозможности резких движений рулем, о невозможности отката назад, и один из таких советников – директор МВФ, исполняющий предписания своего патрона – элиты США. Удивительный дуализм власти в России – бизнес в Европе, а финансы в США! Так не бывает, так не должно быть, но все пластиковые карточки на руках у граждан России – это система платежей Visa и Mastercard. Собственная платежная система Мир пока еще не заменила американские системы, но даже когда заменит, ПО не станет отечественным, так как никакой собственной элементной базы для собственного ПО в России нет, и в ближайшее время не будет, по одной простой причине – цифровизация, это инвестиции в НИОКР, причем очень большие, но правительству и Администрации президента гораздо легче раздать деньги чиновникам и получить отчет, чем совершать работу с перспективой, причем явно стратегической.
Именно поэтому частный бизнес, корпоративный бизнес и даже полугосударственные предприятия в России никогда не станут основой стратегического планирования, не станут основой будущего. Это не означает, что в стране не должна быть реализована программа частного предпринимательства и его поддержки, напротив, такую программу нужно развивать, коль скоро нет программы реиндустриализации промышленности страны. Гораздо проще наращивать мощности частного предпринимательства, чем вкладывать долгосрочные инвестиции в индустриализацию и НИОКР, которые неизбежно соседствуют с образованием и инфраструктурой. Нужно решать одновременно две проблемы – частного предпринимательства, нацеленного на творчество и рост благосостояния граждан России, а не укрепление бизнеса олигархов, и инвестиции в развитие собственной, национальной промышленности, как общей, товарной, так и перспективной – четвертого технологического уклада, иначе все придется покупать у Китая и у США с неизбежной опасностью удаленного управления большими данными граждан России. К чему это может привести, надеемся, Кремлю объяснять не надо? Однако дело обстоит именно так – на словах Кремль клянется в вечной дружбе ЕС, а на деле постоянно лавирует между тремя островами: ЕС, США и Китай, ища место, где глубже, но постоянно натыкаясь на мель. Увязнув в этой борьбе интересов, Кремль сегодня неспособен создавать маломальское подобие стратегического планирования, следовательно, дело представляет собой пропащее положение, или, как заявляет С.Калашников: «Ситуация тяжелая».
Обозначенные президентом В.В.Путиным четыре программы: 1. Комфортная среда, 2. Работа, 3. Медицина и 4. Образование неизбежно наталкиваются на самый главный вопрос: что будет с благосостоянием граждан страны, когда начнут расти доходы домохозяйств? Пока мы все наблюдаем рост доходов олигархов и элиты России, а потребление общества упало в два раза за последние пять лет и эта тенденция сохраняется. Следовательно, нет никакого смысла говорить ни о комфортной среде, ни о гарантированной работе, ни о качественной медицине и отличном образовании, потому, что не решен базовый вопрос роста благосостояния граждан, который напрямую увязан с ростом экономики страны, а его давно уже нет, за исключением статданных. Поэтому, как правильно говорят в ГД РФ: ситуация тяжелая. Что дальше, господа функционеры?