Стратегическое планирование в России и в мире

8 ноября 2021 года был утвержден Указ президента Российской Федерации за номером 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования». Кроме большого разнообразия бюрократических норм документа, особое внимание нужно обратить на пункт 35 данного указа, в котором говорится:

Цикл стратегического планирования определяется сроком полномочий Президента Российской Федерации, является единым для всех участников стратегического планирования и представляет следующие этапы: а) прогнозирование, б) целеполагание, в) планирование, г) реализация.

В рамках подпункта «в» прямо говорится об «обеспечении национальной безопасности на шесть лет», или, учитывая возможность президента России осуществлять свои полномочия два срока подряд – на двенадцать лет. И все! Дальше все участники стратегического планирования освобождаются от участия в этом механизме защиты и развития российской государственности. Всем спасибо, все свободны! Кто составлял этот бездарный документ в Администрации президента России? Кто придумал эти бессмысленные формулировки заранее обреченного на полный саботаж документа? Господа составители, вы, хотя бы, отдаете себе отчет, в том, какой смысл вы вкладываете в те термины, которыми оперируете? Похоже, что нет, не понимаете смысла, не отдаете себе отчет в том, что никакого стратегического планирования в России в обозримом будущем не будет.

Что такое стратегическое планирование? Это две революции 1917 года с последствиями в виде РСФСР – СССР, коммунистической идеологии и социалистического способа хозяйствования, обобществления всей собственности в руках всего общества, всего государства. Эти стратегические планы просуществовали 70 лет, после чего были заменены на иные стратегические планы Горбачева – Ельцина, которые продолжаются и ныне. Смена Б.Ельцина на В.В.Путина, рокировка Путин – Медведев ничего не изменили и не изменят в России до тех пор, пока не начнется новая стратегия существования нашей Державы. Никакой иной президент, вступивший на свой пост после В.В.Путина не будет заниматься стратегией на шесть или двенадцать лет, но он может заниматься тактическим, краткосрочным планированием в рамках той модели, которая была заложена в 1991 году. Это элементарно!

Например, стратегия США имеет несколько различных направлений, сменяя одна другую: от Декларации о независимости к Гражданской войне Север – Юг, когда были утверждены новые принципы существования государства, от Гражданской войны к созданию ФРС, от создания ФРС к итогам Второй мировой войны с ее Бреттон-Вудской системой, ГАТТ, НАТО, ООН и Совета Безопасности. И эта стратегическая система, созданная по итогам Второй мировой войны, существует и сегодня, несмотря на постоянную ротацию президентов, политиков, финансистов и изменения технологического уклада. Идем далее – Франция. От Великой Французской революции до нынешнего президента Э.Макрона сменилось пять стратегий – пять французских республик. Китай – от вождя Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину, то есть, две разные стратегии, но в рамках одной универсальной стратегии – КПК. Еврейский народ, лишившись Израиля и обретя его, создал свою стратегию в конце XIX века и неуклонно следует ей. И никто, ни Бен-Гурион с Голдой Меир, Шарон с Нетаньяху, Бегин и Перес ничего, ни одного слова не изменили в той стратегии, которая была создана еще задолго до 1948 года.

Возникает вопрос: что за указ лежит перед нашим пытливым взором – создания новой стратегии, отменяющей стратегию Горбачева – Ельцина, или просто очередной опус, не имеющий никакого отношения к прогнозированию будущего России и нашего народа? Представляется, что никакой новой стратегии никто не собирался создавать, но в недрах АП родился документ, чтобы придать смысл наполненности 48 шагам правительства М.Мишустина или созданию Союзного государства, у которого даже нет собственного имени. Позвольте, но вначале появляется смысл будущего, его модель, а уже затем выходит указ о реализации стратегических планов. Разве паровоз бежит впереди укладки рельсов? Разве вначале на воду не спускают корпус корабля, а не его двигатель?

Предположим, будущая стратегия – тайна, тогда молчите о методах ее реализации, не выдавайте за кремлевскую стену информацию о том, что в недрах вышей власти формируется то, что наступит после нынешней стратеги Горбачева – Ельцина. Уж, коли посетили ваши головы потрясающие идеи обустройства России, то делать из итого протокол о намерениях нельзя, недопустимо. Однако, опыт подсказывает, что, в действительности нет никакой новой стратегии, ведь президент В.В.Путин всегда говорит о необходимости сохранения того, что есть сегодня, а также о возможном пути эволюционного развития, ведь смена эпох или стратегий всегда происходит в рамках огненного скачка, большого рывка вперед, по каббалистической концепции развития общества. И иначе не бывает, возьмите любую смену цивилизационных стратегий, которые могли существовать 300 лет, 70 лет или даже 30 лет, как нынешняя, российская стратегия. Увы, по всей вероятности, перед нами документ, никакого отношения к будущему не имеющий, но лишь создающий возможность каждому новому президенту создавать свои императивы власти, не оглядываясь на прежние.

Иными словами, после В.В.Путина будет иной план существования страны и общества, но в рамках стратегии Горбачева – Ельцина, закрепленной в первой главе ныне действующей Конституции Российской Федерации. Так как, иной Конституции у нас нет, то и выполнять любой последующий президент будет те основы строя, гарантом которого он является при произнесении присяги президента на инаугурации. Именно поэтому так нелеп показался этот указ президента России, ведь его невозможно осуществлять в рамках стратегии ныне существующей Конституции, вполне достаточно строго следовать букве основного закона нашей жизни и не придумывать никакой отсебятины.

Однако стоит задуматься о той стратегии, которая может наступить в России в будущем, близком ли, далеком ли, мы не знаем. Будет ли возвращен социалистический принцип хозяйствования в России или мы так и останемся в рамках капиталистического хозяйствования, но с иной, более справедливой формой управления страной и обществом? Что хочет наш народ, как на эти желания будет отвечать власть? Сумеют ли наши потомки приумножить достояние России или у них опустятся руки, как у тех, кто оказался у разбитого корыта в 90-х годах прошлого века? Эти и иные вовсе не праздные вопросы должны решаться в рамках стратегии развития России, и от того, какой будет эта стратегия зависит наше общее будущее. Сегодня это будущее одно, завтра может быть иным, как во Франции, США, Китае или в Израиле.

Нынешняя стратегия, построенная на демократизации СССР М.Горбачева и приватизации Б.Ельцина должна была, по замыслу отцов-основателей, придать импульс, во-первых, вхождению России в мировое глобальное сообщество, прекращения Холодной войны и ядерного противостояния, во-вторых, реализации народами России собственной творческой инициативы и деловой хватки, в-третьих, за счет пула эффективных собственников преодолеть нехватку товаров и услуг, в-четвертых, вывести производство в России на новый технологический уровень за счет вовлечения российских производителей в мировое разделение труда. Что из этого получилось? Практически, ничего, кроме первого пункта, но какой ценой? Воинственность СССР преодолевалась сдачей всех позиций союза в мире. В итоге к началу правления В.В.Путина Россия была слабая и в долгах по самую макушку. Так не годится.

Модель российской государственности Горбачева – Ельцина неважная, так как строилась на угождении Западу, по западным правилам и по экономическим лекалам МВФ – ВБ. Стратегия превращения СССР в Россию прозападного направления развития показала свое полное фиаско, но эта стратегия также показала свой особенный путь у нашей страны и общества, который не вписывается ни в западные нарративы, ни в восточные. Нужно создавать новую стратегию развития России, не на шесть или двенадцать лет правления одного президента, а на сто лет минимум. Для этой новой стратегии нужно, наконец-то, осознать правящей элите себя русской, национальной элитой, для которой благополучие страны и ее граждан – главный итог работы и даже самого существования.

Нет у России Запада, нет и Востока. Наш Запад – это торговые партнеры, наш Восток – это православная Византия, а все то, что посередине, между Западом и Востоком – это наша земля, это наша Держава, это наш труд и забота. Россия своим уникальным положением и безграничными кладовыми имеет все, что необходимо для полноценного развития. Наш народ работящий и творчески мотивированный – что еще надо для того, чтобы Россия стала краше всех в мире? Только образ власти, подходящий величию страны и народа. Самодержавие должно знаменовать Россию независимостью наследственной власти ни от Запада, ни от Востока. Символ самодержавной власти помогает всем народам России осознать себя ответственными за судьбу Родины, ведь сегодня российские этносы живут в рамках своих национальных моделей, своих национальных элит. Но все изменится в тот момент, когда этнические элиты станут служить Русскому Царю, станут частью его наследственной власти, ибо служба царю всегда означала службу России.

Пока нет этого символа, объединяющего все этносы России, национальный вопрос не будет решен в нашем государстве, но деление по этническому признаку так и будет создавать опасность социальных взрывов. Кроме этого, у каждого этноса России должна быть собственная цель развития, кто ее может указать? Президент правит шесть – двенадцать лет, после приходит иной, со своей командной, но Царь правит пожизненно, после него на Престол всходит его наследник, следовательно, представители этнических элит могут быть уверены, что их положение в среде собственного народа не изменится никогда. Представляете, с какой силой и с какой необходимостью они будут поддерживать Царя в России – гаранта своего могущества? Новая стратегия России, которая обязательно должна прийти на смену стратегии Горбачева – Ельцина, это стратегия русского монархизма, как основы максимально долгого развития страны и общества.

Архивы