Архиепископ Вашингтонский Никон (Рклицкий):
В истории мира, в истории Русского и прочих Православных народов не было события более трагического, нежели мученическая кончина нашей Царской Семьи и непосредственно последовавшей за ней казни всего Народа. В этой кончине Государя и Его Семьи виноваты не одни только физические палачи, но виновата вся наша нация. Виновата Русская Армия, представители которой выдали Государя, виноваты народные избранники – члены Государственной думы, которые, как никак, были представителями различных кругов и классов России, виновато русское общество, которое определенно изменило Самодержавию, одним словом в том вопиющем и ужасном преступлении виноваты все мы и можно категорически утверждать, что нравственная правда русской жизни не может восторжествовать до тех пор, пока мученический венец Государя не будет овеян ореолом святости и тогда идея Православной Руси получит непоколебимый нравственный фундамент, неразрывно связанный с памятью о живой личности, знаменовавшей собой славную жизнь Русского народа.
Очень важные строки Никона (Рклицкого), написанные перед Вторым зарубежным собором РПЦЗ в 1934 году, где Николай Павлович, еще не будучи священником и монахом, призывал канонизировать Николая II. Призыв остался без ответа! Как характеризует Николая II будущий архиерей РПЦЗ? Живая личность, знаменующая собой славную жизнь Русского народа. Кто так еще называл последнего Русского Царя – символ жизни нашего народа? Никто! Как, все-таки, важно понять и явить миру великую значимость не только Самодержавия в жизни русского народа, но и саму священную фигуру Царя. Сколько в этих строчках неподдельной любви к России, к русскому народу, к Николаю II и к тому, чего все мы лишились. Но не все утрачено, не все потеряно, ибо так говорит Иисус Христос: «Бог не есть Бог мертвых, но живых.» (Мф 22-32). И Бог восстановит Престол Русского Царя, ведь жив Николай II и жива Церковь Иисуса Христа, следовательно, оживет русский народ. Прославив Царя – прославит и Россию!
Но прежде нужно вернуть русскому народу утраченную в феврале – марте 1917 года нравственность, и сделать это можно и нужно только через покаяние, через прославление Николая II, ибо прославление последнего Русского Царя и есть покаяние в совершенном. Покаяние нужно совершать не так, как сегодня предлагается теми, кто плохо понимает происходящие в России процессы, но покаяние должно быть действенным: прежде всего, публичное покаяние должен совершить Архиерейский собор РПЦ – с этого момента можно рассчитывать на начальный этап возрождения нравственности в России. А следом, деятельное покаяние должно быть в повсеместном прославлении Николая II, в новой православной миссии, где нужно очень точно, емко и с великой любовью говорить о последнем Русском Царе. Кто должен возглавить эту миссию? Несомненно, все архиереи Русской Церкви, начиная с Патриарха, следом за ними все священники, весь клир, все верующие и так далее. Но и этого мало – в дело должно включаться государство. Мы уже говорили о портретах вождей – в каждом кабинете в обязательном порядке должен быть портрет Николая II, ибо образ Царя – это образ возрождения страны и народа, которое невозможно без возрождения нравственности для всех нас, связанной с именем Николая II.
Из письма Святителя Иоанна Шанхайского к В.А.Рейеру в Бразилию 3 марта 1960 года:
Пишете, что многие считали Государя виновным в наших неудачах, а посему считают себя в праве нарушать присягу? Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение её есть клятвопреступление. Если бы даже действительно выполнение её грозило большими бедствиями или было явно безнравственным, то и тогда, нарушивший её, не мог бы себя считать совершенно невинным и должен был бы искать у церкви разрешения от клятвы. Но если нарушивший, по причинам уважительным, все же частично является виновным, и должен очиститься от греха, насколько виновнее те, кто поддался клевете и обману. «Кому больше дано, от того больше взыщется» и посему, чем кто ответственнее занимал место, тем более виновен в неисполнении своего долга. Если бы высшие военачальники и общественные деятели вместо «коленопреклоненных» умолений Государя об отречении, выполнили то, что следовало по присяге — искусственно устроенный петроградский бунт был бы подавлен и Россия спасена. Между тем Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (Советы) боялись, чтобы не был провозглашен Царь, т.к. тогда падение Советской власти стало бы неминуемым. Однако того не случилось, «вожди» боялись того же.
В этой обширной цитате для нас самое главное – это признание большевиков в неспособности удержать власть при провозглашении в России Царя. То есть, все нынешнее наследие большевизма и февральского переворота рушится в одно мгновение, как только будет провозглашена новая династия или восстановлена прежняя (что, во многом уже невозможно, ибо зарубежные Романовы вряд ли имеют право на Российский Престол из-за морганатических браков). Попрание нравственности тогда, когда произошло свержение Николая II заговорщиками, негативно действует на весь русский народ и Россию до сих пор. Предание собственной клятвы, есть предание Николая II, а уже через него и предание Бога. Русская нравственность без православия не существует, нравственности самой по себе не бывает, она всегда создает цивилизацию России и распространяется из этой цивилизации дальше. Именно поэтому такой мистический смысл придается России многими западными мыслителями и политиками, даже до сегодняшнего дня. Русская цивилизация русской нравственности способна просачиваться через границы, меняя все вокруг. Именно этого боятся потомки тех, кто совершил ужасное беззаконие в 1917 году и страшное преступление в 1918 в Екатеринбурге, казнив и надругавшись над святыми Царственными мучениками.
Это отвержение русского народа от Николая II и фактическое вручение священной фигуры Помазанника Божия власти политических проходимцев Петросовета и Временного правительства настолько разрушило русскую нравственность, что само будущее России было под большим вопросом не только в вакханалию революции, но и в Великую Отечественную войну, ибо мировая закулиса, воспользовавшись репрессиями, не скрывала планов уничтожения России под аббревиатурой СССР. Blitzkrieg вела не просто гитлеровская Германия, но два центра силы в Европе, сдавшие Францию и Польшу Берлину. В 90-е годы Россия в третий раз оказалась на грани исчезновения, теперь уже политикой открытых дверей Ельцина, когда страной управлял не ее президент, а свора алчных хищников. В третий раз русская нравственность настолько девальвировалась, что только чудо могло удержать нас на краю пропасти, и этим чудом оказалось православное возрождение, когда храмы наполнились верующими людьми.
Ныне же чаши весов заняли некое равновесное положение – сохраняется государство и Церковь, но не сохраняется наш народ, который, не имея основы для своего процветания и будущего, снова вымирает. Всякий раз, как только смертность превалирует над рождаемостью, русский народ теряет опору своего будущего, отказываясь от своей русской цивилизации, которая, как было сказано выше, представляет собой русскую православную нравственность. Три утраты этой русской нравственности (в феврале – марте 1917, в коллективизацию и репрессии 30-х годов, и в уничтожении советской государственности 90-х) могли повернуть ход истории России в ином направлении, но только ничего подобного не произошло. Следовательно, есть еще несгибаемый стержень русской нравственности, пусть и сильно поеденный ржой, помогающий сохранять русскую цивилизацию России. Однако не стоит и дальше испытывать его на прочность, продолжая существование страны и общества в условиях дуалистичного государства, когда, с одной стороны, есть укрепление государственности, но с другой стороны, правящая элита не отождествляет себя с Россией.
Дуалистичность власти, государственности, народности России – это всегда плохо, но так сложилось в революцию 1917 и продолжается до сих пор. Чудовищный эксперимент над Россией и русским народом ведется с такой силой, что, если бы не было тех качеств у русского народа, что позволили ему выдержать столетие Русской смуты, то не было бы ни России, ни русского народа, а примерили бы мы на себя положение евреев после разрушения Второго храма и израильской государственности. Но, если евреи могут сохранять свои национальные корни вдали от Земли Обетованной, то мы, русский народ, этого сделать не можем, ибо настолько сильно привязаны к своей Земле, к своей православной цивилизации, что не можем носить ее в карманах, а должны обладать целиком. Эта особенность сохранять свое государство помогает России и русскому народу выживать в чудовищных условиях, но, может быть, довольно экспериментов, может быть, пришло время выйти из блуждания в темноте и возвратиться назад, домой, в русскую цивилизацию России, которая немыслима без третьего компонента – русского Самодержавия?
Кто еще, кроме Царя, Помазанника Божия сумеет возродить русскую нравственность – основу существования народа и страны? Президент занят двумя вещами: угождению своему окружению и сохранению власти, которая немыслима без укрепления государственности. Президент не может быть духовным лидером – это не его задача, а Патриарх, как мы видим, с этой задачей не справляется, ни Алексий II, ни Кирилл. Следовательно, без Помазанника Божия – Русского Царя нам не обойтись, ибо только он может создать условия возрождения русской нравственности в нашем народе. Как создать условия необходимости возрождения монархии в России? Точных ответов нет – давайте думать всем миром, вместе. Но прежде нужно понять главное – без Русского Царя возродить русскую нравственность невозможно. Мы и дальше будем проживать то наследие, которое еще остается от Российской Империи, от времени правления Николая II, ничего не добавляя, но лишь отнимая то, что еще есть. Насколько хватит этого наследия? Неизвестно, но по прекращению его может исчезнуть Россия, поэтому для сохранения нашей государственности, нашей цивилизации нужна русская православная монархия – иного пути нет, и даже не ищите. Был социализм – канул в лету, сегодня капитализм, но век его не долог, поэтому нужно создавать то, что всегда укрепляло Россию, укрепляло русский народ, а именно, Самодержавие.