Гений в политике – хуже чумы

Иван Солоневич «Миф о Николае II», 1949 год:

Николай II был самым умным человеком России. Или, еще точнее — или осторожнее: никто ничего с тех пор более умного не сделал. Основное преимущество монархии заключается в том, что власть получает средний человек. Этот средний человек, лишенный каких бы то ни было соблазнов богатства, власти, орденов и прочего, имеет наибольшую в мире свободу суждения. Средний человек, по своему социальному положению лишенный необходимости борьбы за власть и поэтому лишенный, по крайней мере, необходимости делать гнусности. Ошибки будет, конечно, делать и он. Но меньше, чем кто бы то ни было другой. История возложила на Николая II задачу сверхчеловеческой трудности: нужно было бороться и с остатками дворянских привилегий, и со всей или почти со всей интеллигенцией. Чем было больше Самодержавия, тем больше росла и крепла страна. В течение одиннадцати веков лозунг «долой самодержавие» был реализован пять раз. И ни одного разу дело не обошлось без катастрофы. В течение одиннадцати веков строилось здание «диктатуры совести». Отказ от Монархии есть отказ от тысяч лет нашей истории, построенной на морали. Какие есть шансы на восстановление Монархии в России? И я отвечу: приблизительно все сто процентов.

Русские цари всегда развивали теории прогресса в России и неумолимо воплощали их в жизнь. Именно за прогресс русских царей убивали. И еще: когда правитель служит интересам России и русского народа, тогда Господь щедро наделяет этого правителя своей помощью, давая невиданные силы тому, кто жизнь свою положил служению Родины. Всякий, не желающий служить России и русскому народу, неизбежно вынужден преодолевать не только ветр в своей голове, но и во всех головах правящей элиты, независимо от формы собственности и политического управления. Чем более руководитель страны служит России и русскому народу, тем выше его понимание проблем, тем дальше лежит горизонт его видения, тем глубже его рассуждения и тем ближе то будущее, которое он может и должен построить. Напротив, лидер России, ставший таковым по воле других членов элиты, а не народа, никогда не сможет стать подлинным вождем России и русского народа, но всегда будет игрушкой в руках различных кланов. И не забываем, что клановость государства – это его слабость, это его объектность для внешнего влияния, без проявления субъектности, так как понятие суверенитета всегда вырастает из права суверена вершить ту политику, которая идет на пользу народу, давшему суверену легитимность. В не меньшей мере это утверждение справедливо для монархии, так как начало правления династии всегда происходит из предоставления народом легитимности монархической династии. При смене династии по разным причинам, процесс снова повторяется, то есть, носителем субъектности России, ее суверенитета в отсутствии монарха является русский народ, а не какой «многонациональный» народ России, и уже тем более, не уродливый «советский» народ времен СССР.

Важное место в повествовании И.Солоневича отводится личности монарха. Сравним монарха – Помазанника Божия и президента республики, неважно с какой формой собственности. Первое – власть получает обычный, ничем не выдающийся человек (и наследник Престола, и президент), но дальше их пути кардинально расходятся. Царю нет необходимости бороться за власть, за сохранение полученной власти, за собственную легитимность, угождая народу в агитационный период – всем этим занят президент, все будущее которого заключается в грядущих выборах. Д.Трамп очень четко и ясно продемонстрировал то, что все его предыдущие громкие заявления: «Сделаем Америку великой снова» — это бравада, ничего не имеющая под собой, это заранее проводящаяся агитация перед предстоящими выборами. Нет для президента никакой великости собственной Родины, но сеть великость поста президента, на который направлены вожделенные взгляды многих. Поэтому президент вынужден плести интриги и пытаться сохранить за собой это место, стараясь сделать его наследственным, как, например, в Азербайджане. Нарушая собственное законодательство, представляя демократическую республику, как собственную деспотию, президент априори ставит на первое место собственное будущее и будущее своего окружения, а не страны и народа. Народ в этой связке президент – правящая элита всегда вторичен, его роль возрастает только в момент выборов, когда народ наделяет легитимностью президента. Но, что самое поразительное, президент не является сувереном, субъектом, он всего лишь объект политики, объект легитимности, а субъектом является народ, который собственную субъектность буквально дарит на каждых выборах, не имея никакой защитной реакции против обмана со стороны президента, кроме революции, которую так же, от имени народа осуществляют всевозможные авантюристы и проходимцы, как на Украине.

Итак, президент всегда будет служить, в первую очередь, своему окружению, зарубежным связям, силовому блоку и финансовым воротилам, то есть, всем тем, кто его поддерживает и защищает от заговора внутри корпорации власти. Народ не представляет угрозы для президента, но представляет угрозу для олигархов и чиновников, поэтому они, во избежание национализации собственного имущества, все активы и денежные средства заранее выводят на Запад, то есть, туда, где их всегда поддержат, например, интервенцией, как это уже было в российской истории. Напротив, монарху нет нужды подличать внутри правящей элиты для сохранения своего положения, монарху нет никакой нужды угождать народу – достаточно повышать его благосостояние, монарху нет необходимости угождать западным лидерам, ибо они ровня и еще неизвестно, чья сила и возможности больше. Лишенный необходимости бороться за власть, угождать царедворцам и народу, западным лидерам и собственным толстосумам, Царь заботится только об одном – о росте благосостояния страны и всех своих подданных, ибо это подножие его Престола, это его прямая обязанность и только такая работа позволит сохранить Отечество – наследие своему сыну, который получит Престол после смерти Царя. То есть, ничем и никем не ограниченный, монарх может настолько расширить собственные горизонты познания и предвидения, насколько это необходимо для его деятельности. Помазанник Божий всегда Царь и пророк в одном лице. Или, по современным меркам, он гений, просто гений, имеющий горизонт суждений и пониманий времени, значительно превосходящий любого человека, чья многопопечительность не позволяет ему абстрагироваться от собственной жизни. Монарху подобная деятельность доступна всегда!

Итак, только Царь – Помазанник Божий может быть настоящим гением в политике и в экономике, ибо над ним нет никого, кто мог бы его сдерживать в суждениях и при этом монарх не боится потерять собственную легитимность, как и свободу или жизнь, ведь все его верноподданные присягали ему на верность, а не Отчизне. Составляя революцию или заговор, верноподданные нарушают клятву, сами становясь преступниками, а преступники не судят Царя, ибо суд их априори преступен и ничтожен. Так Самодержавие сохраняет само себя, имея внутри все необходимые защитные механизмы. Но не так в республике, где в Конституции прописан импичмент президенту, как механизм отрешения от власти, более того, президент ограничен временем своего правления (по крайней мере, на Западе, где чтут демократию выше института первого лица в государстве). То есть, президент может быть отрешен от власти в любой момент, не обязательно революционно, вполне достаточно парламента. Чтобы этого не приключилось, президент вынужден содержать парламентские партии, сенаторов и позволять народным представителям заниматься откровенным лоббизмом, пользуясь служебным положением. То есть, республиканская система власти изначально делает парламент носителем коррупции, необходимой президенту для удержания собственной власти, так как отрешению всегда последует уголовное разбирательство.

Теперь рассмотрим самый главный тезис данной статьи: «Гений в политике – хуже чумы». Почему? Гений – это человек, имеющий собственное суждение обо всем, что составляет его деятельность и даже больше. Он способен раздвигать горизонты мышления, охватывая своим разумом всю проблему целиком, не препарируя ее на части, так как за частностями постоянно не видно общего. Следуя за частностями, невозможно предвидеть будущее, невозможно понять саму мистику власти, которая постоянно доминирует над поступками первого лица государства, вынужденного покоряться той неизбежности, которая создается не сама по себе, а в результате многочисленных пересечений самых разнообразных частностей. Представим себе, что гений занял президентское кресло. Что дальше? Он видит проблему целиком и знает методы ее решения, но эти методы расходятся с мнением тех, кто проблему целиком не видит. Начинается процесс конкуренции на самой вершине власти, немедленно создаются клановые сообщества, начинающие препятствовать деятельности президента – гения. Он оказывается в изоляции, более того, гений не может не видеть несправедливость республиканской власти с любой формой собственности, и, что естественно, начинает бороться с этой несправедливостью. Хитрые царедворцы направляют эту энергию в нужное им русло, убирая конкурентов, а все остальные используют борьбу с несправедливостью, как способ подняться по карьерной лестнице.

Так было во время репрессий 30-х годов прошлого века, сведя на нет реформаторский порыв И.В.Сталина. Так же происходило и с Б.Ельциным. Нынешний президент России В.В.Путин следует эволюционному пути развития, подобно П.Милюкову, который предполагал зажечь огонь революции, а дальше пусть время само позаботится о себе. Не позаботится. Поэтому, В.В.Путину, чтобы войти в историю, нужно создавать смыслы и этику русского православного Самодержавия, поддерживая идею перерастания республики в социалистическую монархию. Конституционно, эволюционно, не важно, лишь бы в монархию русского гения.

Архивы