Дела плоти и дела души

Душа

Душа бессмертна, а плоть очень конечна и дни времени ее весьма скоротечны. Как же могут быть дела плоти больше дел души, духа? Но именно плоть в большинстве своем подчиняет себе душу, заставляет ее томиться делами плоти, искажая саму сущность бессмертия души. Как в человеке зарождается плоть всем известно, а как зарождается душа, откуда она берется, кто-нибудь задумался? Душа от Бога, ибо она бессмертна, как и Бог, а плоть человеческая есть прах: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3-19). Что же такое прах? Это земля, то есть плоть материальна, поэтому ей свойственны дела материальные, а душа есть дух, следовательно, ей свойственны дела духа, содержащегося Богом. Но почему сегодня дела плоти подчиняют себе душу, почему дела плоти правят всем миром?

Когда душа, дух подчиняют себе плоть, то в бой идут уже не люди из плоти, а бессмертные герои, чья жизнь уже разделилась на две сущности — одна здесь, где страшно и смерть бродит по пятам, а другая там, где кроме любви ничего иного нет, ведь Бог есть любовь. И идут две шеренги — одна на Небо, а другая через минное поле в опорник врага. Они все подчинили свою плоть душе, которая внезапно стала во всем Любовь. Это и есть героизм, это и есть самоотречение от плоти — высшее проявление человеческого бытия. Так монахи смиряли плоть тяжелым постом и молитвенным бдением ради торжества духа, соединяющегося с Небом, с Богом. Так мать отдает последнее своему ребенку, абсолютно потеряв нужду в собственной плоти, так пожарный входит в горящий дом, чтобы вывести падающего без сил и обожженного ребенка, забыв о собственной плоти ради торжества Любви. Душа всегда больше плоти, но как же трудно жить, когда все происходит наоборот. Плоть начинает управлять душой, заставляет ее пойти наперекор совести, забыть о том, что душа вечна, а плоть болезненна и скоротечна. Так живет тот, кто погнался за славой, за властью, за деньгами — это все дела плоти. Но разве можно сравнить эти дела с теми, кто выбрал для себя служение людям, кто готов душу свою положить за друзей своих?

Сегодня этот выбор: последовать за плотью или за душой стоит перед каждым, в особенности перед теми, кто руководит миллионами, кто начинает войну и заканчивает войну. Те, на ком лежит такая ответственность давно предали дела плоти ради дел души, возложив все упование на Бога, ибо только Бог может вести такого человека по пути спасения, если есть на то воля самого человека. И горе тому, кто все упование возложил на человека — средоточие плоти, а не духа. Ибо в этот момент руководитель ищет спасения не в делах милосердия, а в делах торжества плоти, суть которых весьма проста: спеши наслаждаться тем, что дает тебе земная жизнь, подчиняй свою душу наслаждению, ибо потом, когда придет час, не будет ничего. Безумный, кому ты передашь накопленное, кому передашь славу, власть, деньги, связи? Все рассеется вместе с плотью, которая превратится в землю, попираемую другими людьми.

Истлевшим Цезарем от стужи заделывают дом снаружи. Пред кем весь мир лежал в пыли, торчит затычкою в щели. («Гамлет», Шекспир)

И это Цезарь, правивший миллионами и многими странами! Так слава и власть, деньги и связи превращаются в пыль, в золу, в землю. Ничто не вечно, кроме души, которая не может и не должна подчинять себя делам плоти, иначе она сама превращается в источник вечных страданий, не находя себе ни покоя, ни радости. Те, кто считают себя лучше, умнее, удачливее других — служат делам плоти, а не души. Те, кто превозносятся над другими, говорят презрительно о других — служат делам плоти, а не души. Те, кто считают прожитый день бесполезным, если он не принес денег, власти, связей, удовольствий — служат делам плоти, а не души. Причем, народ, нация, вмещающая многих и многих людей, каждого со своим внутренним миром, естественно, становится обобщением миллионов, средней температурой по больнице, то есть располагают всеми признаками человека, служащего либо делам плоти, либо делам души. Нация, идущая от плоти, служит делам плоти и сохраняется только потому, что еще есть в ней искры души, наследия и преемственности поколений. Но если прерывается наследие и преемственность, то нация прекращает свое существование или оказывается разбросанной по многим другим нациям, где в процессе ассимиляции уже обретает иной образ жизни, мировоззрения и зачастую полностью изменяет прежние аспекты своего существования.

Так, украинский народ, захотевший стать частью Европы, абсолютно презрев на те проблемы, которые есть в Европе, на те свойства народов Европы, которые кардинально отличаются от украинского народа, получил, говоря словами У.Черчилля, позор и войну. Дела плоти, но не духа Европы исказили до неузнаваемости народ Украины, особенно же женщин, как недавно было указано некоторыми социологами. Исказили православную веру, традиции и ценности, язык и культуру. Причем, за весьма непродолжительное время. Стоило только принять за основу нации откровенную русофобию. Нельзя предать собственную душу ради дел плоти, причем, не своей собственной, а европейской. Если же плоть покоряет свою собственную душу, то пиши пропало, но когда плоть покоряет душу делами иной плоти — то исход такого симбиоза еще страшнее, чем собственное глумление над своей бессмертной душой. Здесь же, ради чужих народов, чужой жизни, чужих дел плоти умерщвляется собственная душа — народа, нации, страны. Что же в сухом остатке? Нищета, разобщенность, ненависть друг к другу и желание напоследок украсть, изнасиловать, испоганить, надругаться над своими же соседями, еще вчера близкими людьми. Так велико падение плоти, когда душа перестает ею руководить. При этом, отказ от православного, духовного наследия своим предкам приводит к тому, что фундамент монашеского и святоотеческого наследия начинает разваливаться, оставляя народ без защиты перед чужими делами, которые практически всегда сопряжены со служением дьяволу.

Подобное происходит не только на Украине — по всему миру. Почему падает рождаемость? Не потому, что не хватает денег, плохие жилищные условия и иные причины, коих всегда найдется великое множество. А потому, что дела плоти стали выше дел души, выше дел духа человека. Больше не нужно создавать преемственность между поколениями, больше не нужно жить в дружной семье, встраиваясь в отношения добрососедства — то есть, проявляя силу духа в любых конфликтах, коих всегда много в человеческом общении. Здесь и сейчас — это говорит плоть; потерплю, ведь я же люблю — говорит душа. Почему из Евангелия мы знаем, что «в терпении стяжите души ваши»? То есть, сохраните — только потому, что не воздавая злым на зло, но покрывая его добром и любовью, можно сохранить не только себя, но и другого человека. Напротив, увеличивая дела плоти: ненависть, горячность, раздражительность мы наносим удар по собственной душе, которая вынуждена жить не вечностью, но одним днем, одним мгновением. Обратим внимание на предупреждение от Бога о том, что в последние дни оскудеет в людях любовь (дела души) и умножится ненависть, когда восстанут друг против друга (дела плоти). И каков же итог? После 1260 дней торжества дьявола мир человечества будет прекращен Вторым Пришествием Спасителя, остановившего эту братоубийственную брань.

Видите ли, как дела плоти ведут всех нас к забвению, к затычке в щели дома, когда и продолжать-то больше нечего. Если все разрушено, если человечество живет только одним днем и перестало мечтать о будущем, а паче чаяния, приближать это будущее, передавая его по наследству, то какой смысл в этом овощном существовании, когда ни мысль, ни идея не озаряет больше людей, не побуждает совершать великие безумства, называемые открытиями? Именно поэтому такую печаль в современниках не только нашего века, но и предыдущего, вообще всех веков после начала Эры Христианства вызывает созерцание и анализ происходящего в человеческом социуме. Почему же «многие знания — многие печали»? Или у Соломона: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екк 1-18) и там же: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.» (Екк 1-9) Только потому, что думающий не может не видеть тенденции мира сего, не может не видеть опустошения человеческой души, когда дела плоти играют доминирующую роль в поведении практически любого человека. Созерцающий за другими, постигающий премудрость прошлых поколений и составляющий собственное писание, обращает внимание на то, чем живут окружающие его люди, что они передают своим детям, а те, в свою очередь, уже внукам. И как часто бывает — ломаются прежние устои и появляются новые, но и они ничего кардинально не меняют в жизни человека. Именно поэтому «нет ничего нового под солнцем». Разве изобретение средств передвижения и мобильности сделало человека мудрее и добрее? Нет, но самые передовые изобретения была направлены на уничтожение одних другими.

Разве цепная реакция деления ядер не привела к созданию ядерной бомбы наряду с использованием мирного атома? Мир стал после этого насыщения ядерным оружием безопаснее? Нет, не стал, но периодически оказывается на грани своего полного уничтожения. Обладание смартфонами, включающими в себя стерео систему, телефон, телевизор, фотоаппарат, калькулятор, навигацию и еще множество других программ сделало нас счастливее? Нет, не сделало, но разобщило — это точно. Именно поэтому тенденция тысячелетий не меняется с момента проповеди Сына Божия Иисуса Христа, подарившего надежду на жизнь вечную всему человечеству и мы все также катимся к своему закату, хотя и становимся умнее, квалифицированнее, разбираемся в таких вещах, которые сто лет назад были доступны только немногим ученым. Мы все так же живем делами плоти, а не души, духа, умножая отрицательные свойства и игнорируя положительный опыт веков, наших святых подвижников. Христианство сегодня переживает свой явный закат, хотя, например, в Европе почти 70% позиционируют себя христианами, но редки на проявления чувств любви к ближнему своему, ибо разделение слишком далеко зашло в человеческой среде. А там, где разделение — там нет прогресса в духовных делах, лишь только в делах плоти. Да, здесь все подчинено прогрессу, но никто не задумывается, а какова же цена прогресса? Сколько и какую цену человечеству придется заплатить за прогресс, который сегодня доминирует в человеческой среде? У всего есть цена и она всегда колеблется между ценой плоти, которая временна, и ценой души, которая бесценна и вечна.

Архивы