Парадоксы России: концепция Москва – Третий Рим и русская монархия

Из интервью митрополита Илариона (Алфеева) в передаче Церковь и мир на телеканале Россия24 13 июля 2019 года:

Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепцию (Москва Третий Рим), которая сложилась много веков назад, которая отражает определенную историческую реальность, но которая вряд ли применима к сегодняшней реальности. Если мы посмотрим на воцерковленность нашего населения, то мы не можем сказать о том, что абсолютное большинство нашего православного населения является воцерковленными людьми, и мы перед собой имеем очень большое миссионерское поле, большую миссионерскую задачу, это гораздо более важная задача, чем любое рассуждение о Третьем Риме, о роли Москвы, как центра христианства. Для нас христианство, это феномен настоящего и основа для будущего.

Безусловно, задача православной миссии в России архиважна и Церковь должна делать все от нее зависящее для того, чтобы все большее количество людей воцерковлялось, жило одной жизнью с Русской Православной Церковью, не забывая о том, что Церковь это не только архиереи и священники, но и все христиане, ведь наша Русская Церковь является соборной Церковью, где голос народа также значим, как и определения священноначалия, поэтому попечение о православной миссии нельзя возложить только на одних священнослужителей, каждый воцерковленный человек должен быть миссионером, иначе нельзя. Вместе с тем, нужно отдавать отчет о том, что заключает в себе концепция Москва Третий Рим, ведь это не только центр православного христианства, которым уже не может быть окатоличенный Константинопольский патриархат, вступивший на скользкий путь объединения Западной и Восточной церквей под один престол Ватикана, о чем свидетельствуют дела Вселенского патриарха Варфоломея, особенно на Украине, это и доктрина возрождения Русской православной монархии, ибо только под властью Русского Царя можно собрать воедино Восточную Православную Церковь, которая сегодня, в наш век повальной апостасии требует сохранения апостольского преемства и догматов христианской верой в той чистоте, которая была у первых Апостолов учеников Иисуса Христа. Только православный русский Царь может взять на себя заботу о Церкви, вручая себя и свои помыслы в руки Господни в таинстве миропомазания, никто иной этого сделать не может в силу соборного уложения Церкви.

О чем говорит митрополит Иларион? Если для России христианство это будущее, то тем более нужно укреплять Русскую Церковь, вручив заботу о ней Русскому Царю, который единственный дает обет Богу хранить в чистоте догматы веры и укреплять русский народ в благочестии, одновременно с этим заботясь о процветании России и укреплении русского единства. Без крепкого государства, без цели будущего развития и государственной идеологии распадется Россия, оскудеет христианская вера на Руси, одряхлеет и сильно уменьшится Русская Церковь. Без простой концепции Москва Третий Рим, в которой заложена мессианская роль России в сохранении православной веры, в которой заложено будущее и столь необходимое для России государственное устройство в виде православной монархии, не устоит Россия, не устоит православная христианская вера в русском народе, ведь именно ради православной миссии, как способе сохранения христианства в человечестве до самого Второго Пришествия Спасителя существует Россия, существует русский народ, иной задачи нет и не будет. Именно об этом, царском Риме говорил в своем послании старец Филофей московскому князю Василию III Иоанновичу в 1524 году, отцу великого Государя Иоанна IV Васильевича (Грозного):

Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша вконец во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть ромейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти.

Все христианские царства соединились в России это признание того факта, что именно Россия должна стать оплотом чистоты и незыблемости догматов православной веры, именно Россия должна стать защитником всех православных христиан, которые не могут иметь сегодня никого иного защитника, кроме России. Разве может стать православная, но находящаяся в ЕС и НАТО Греция оплотом православной веры? Или Константинопольский патриархат, не имеющий собственной страны для защиты Восточной Церкви, и уже впавший в ересь раскола? Может быть Сербия, Болгария, Грузия смогут взять на себя защиту Восточной Церкви или маленькие патриархии: Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская? Нет и еще раз нет, только Россия, огромная страна с очень большими возможностями может стать защитником Восточной Церкви именно об этом говорил старец Филофей. То есть, концепция Москва Третий Рим значительно шире самой Восточной Церкви, шире самой Русской православной монархии, ибо соединяет и Церковь, и Престол. Так почему же боятся говорить об этой концепции Москва Третий Рим, которая единственно верная для России, как наследнице Византии оплоте Восточной Церкви и христианской монархии в Русской Православной Церкви? Почему отвергают эту доктрину, которая может совершить невозможное сохранить Церковь Иисуса Христа до самого Второго Пришествия Спасителя? Не верят в возможности русского народа, не верят в мессианскую миссию России и Русской Православной Церкви?

Из последнего интервью Святейшего Патриарха Алексия II, данного за полтора месяца до кончины российского предстоятеля:

Я не считаю, что Россия должна быть монархической, народ сам должен избирать свою власть и сейчас в демократический век, конечно, мы не можем монархический строй восстановить и не всегда, не всегда наследники бывали достойны своих родителей. Мне недавно дали завещание Императора Александра III своему сыну Николаю II, где многие очень фразы актуальны на сегодняшний день. Он ему говорит, что слушай всех, но принимай решения сам, помни, что у России нет друзей, наша великость всегда вызывает зависть и опирайся на Церковь, потому, что Церковь всегда с народом.

Что это за демократический век, какие наследники русских царей были недостойны своих родителей? Если монархия в России невозможна, то для чего Русская Церковь канонизировала Государя Императора Николая II и всю его семью, прославив в лике царственных страстотерпцев? Память о своих святых, в земле Российской просиявших, укрепляет Церковь на костях мучеников, сберегает чистоту православной веры в России, влечет к подвижническому подвигу русских людей, так как на житиях святых созиждется православная миссия в России. Священное Писание и Священное Предание, включающее наследие русских святых, наполняет жизнь русского народа, является составной частью русской культуры, традиций и цивилизационного христианского выбора. Прославление святых Царственных Страстотерпцев было необходимо для сакрализации монархической власти в России и направлено на восстановление самодержавного строя, в противном случае прославление, это всего лишь акт исторической культуры, акт памяти русских святых, но эта память без укрепления Русской Церкви, без укрепления российской государственности может исчезнуть из народной среды, как сегодня постоянно уменьшается количество православных прихожан и воцерковленных людей в России. Разве республиканские, демократические органы власти нацелены на укрепление Русской Церкви, нацелены на расширение православной миссии в России и за ее пределами, мечтают о соединении всех православных церквей восточного обряда в ежегодных съездах в Москве, где бы обсуждались вопросы православия и его укрепления, а Администрация президента России брала бы на себя обязательства помогать всем восточным церквям в укреплении православия на их канонических территориях? Ничего подобного нет, и не будет, так как республиканский строй не заинтересован в укреплении Церкви, не заинтересован в увеличении воцерковленных людей в России, его главная задача заключается в сохранении собственной власти и умножении достатка членов правящей элиты класса имущих, в то же время воцерковленный человек начинает жить иной жизнью, ему становятся не важны некоторые приоритеты буржуазного республиканского строя, что несомненно наносит ущерб самим государственным институтам либерально демократического строя, поэтому либеральная элита России не желает расширения влияния Русской Церкви в народе России.

Важно отметить то, что самодержавная власть может стать основой не только укрепления Русской Церкви, но и приблизить к России все восточные церкви, остро нуждающиеся сегодня в едином центре защиты и помощи, особенно в то время, когда Константинопольский патриархат перестал быть Вселенским центром православной веры, и тем более не является ее защитником, когда патриарх Варфоломей предпочитает дружбу Папы Римского Франциска, нежели Святейшего Патриарха Кирилла, что пошло бы на пользу всей Восточной Церкви. В отсутствии христианской доктрины в республиканском строе либерально демократических начал, только православное самодержавие может взять на себя попечение и о Русской Церкви, и о Вселенском восточном православии, то есть концепция Москва Третий Рим, это концепция русского православного самодержавия, которое всегда нужно рассматривать, как вселенскую миссию, как служение Русского Царя не только России, но и Восточной Церкви, именно в этом и заключается столь нелюбимая многими концепция Москва Третий Рим, позволяющая не только установить самодержавие в России, но и сохранить Восточную Церковь до окончания времен, до конечной цели существования человечества Страшного суда и вечного пребывания с Иисусом Христом. Что может быть грандиознее ожидаемого чуда? Поэтому те, кто отвергают концепцию Москва Третий Рим, отвергают Церковь христову, ибо никто не сможет ее защитить, кроме Русского Царя, помазанного на царство Самим Богом. Но как же может быть восстановлена монархия в России, если сам Святейший Патриарх Алексий II отрицал ее возможное возрождение за месяц с небольшим до своей кончины, то есть акта мистического и сакрального?

На другую чашу весов нужно положить утверждение Государыни Императрицы Александры Федоровны, русской святой страстотерпицы в котором она, незадолго до Екатеринбургского злодеяния расстрела в подвале дома Ипатьева 17 июля 1918 года писала о том, что Престол Николая II будет обязательно восстановлен в России. Свидетельство святой или патриарха? Восстановление исторической справедливости или следование республиканскому строю, установленному 2 марта 1917 года насильственным отстранением от Русского Престола Государя Императора Николая II? Республиканский строй в России начиная от Временного правительства, продолжая свой путь в РСФСР СССР и через РСФСР образца 1990 года к РФ образца 12 декабря 1993 года времени принятия Конституции Ельцина, является наследником Февральской революции, на целых сто лет утопившей Россию в русской кровавой смуте, особенно в Гражданской войне 1918 1920 годов, репрессий 1937 1939 годов и приватизации 90-х годов прошлого века, когда все достояние России и русского народа оказалось в руках западных и отечественных дельцов, выведших впоследствии все российские активы в английские и американские офшоры. Неужели либерально демократический республиканский строй является высшей формой существования России, если он не заботится о благосостоянии русского народа государствообразующей нации и его Русской Церкви? Если за почти 30 лет новейшей истории России демократия так и не смогла преодолеть разрухи конца 80-х начала 90-х годов, но лишь планомерно вывозит из России активы и финансы, не забывая замораживать деньги в ЗВР, ФНБ, не позволяя развиваться промышленности и экономике? Нет, республиканский строй либерально демократической формации примата частной собственности не является благом для России и русского народа, не является благом для Церкви, которая вынуждена выживать, а не развиваться в современной России. Только Русская православная монархия может стать опорой концепции Москва Третий Рим, которая обязательно восторжествует в России, заодно создав ту необходимую силу, которая сохранит Восточную Церковь до Второго Пришествия Иисуса Христа.

Архивы