Европейская промышленность сегодня развивается исключительно на гарантиях государственного финансирования самых различных программ — от климатической повестки до производства вооружений. Оказывается такой бизнес не только в России, а повсеместно в мире, на том самом развитом Западе, куда мы смотрели с вожделением все 90-е и даже 2000-е. Никто в мире не хочет рисковать, никто в мире не желает на свой страх и риск инвестировать в то, что завтра либо выстрелит, либо станет черной дырой для бизнеса. Нам рассказывают о западной практике стартапов, где срабатывает максимум один из десяти. О чем это говорит? О том, что деловая активность и рост спроса находятся в полной зависимости и предложение уже не вызывает рост спроса. Экономика предложения больше не работает, о чем говорил до своего выдвижения на пост министра обороны А.Белоусов. Выход новой модели надкусанного яблока давно не является чем-то значительным, как и нового автомобиля Тесла. Общество в состоянии перенасыщения товарами, услугами, развлечениями. Нет выдающихся имен даже в науке, что уж говорить о массовом производстве, в том числе в культуре. Пресыщенные люди находят отраду в жестокости, либо своей, либо чужой. Смотрите, как опасно ходите. Рукой подать до знаменитого фильма «Бегущий человек» с кровавыми гладиаторами. Окна Овертона смещаются постоянно и далеко не в лучшую сторону. Китай хочет построить зажиточное общество к 2035 году. Но зажиточному обществу пресыщенных людей КПК не нужна. Общество пресыщенных людей опасно само для себя. Опасно для государственности.
Обратим внимание еще на один инновационный товар — ИИ, который подается в виде панацеи будущего развития человечества, но перед нами очередная химера для пресыщенного общества. И таких инноваций продается все больше и больше, но это все ветряные мельницы с чипами внутри, включая те вентиляторы невероятных размеров, что энергию ветра превращают в электричество с огромным убытком для тех компаний, что получили гарантии финансирования от государства. Климатическая повестка дня стала товаром, как и нынешняя безопасность, над которой трясутся все, кому не лень. Заметим, выгоду от войны на Украине получают не компании ВПК, как это было во времена Второй мировой войны, а политики, финансисты, которые даже войну рассматривают новым стартапом и он может выстрелить, а может привести к убыткам. Обратим внимание на внутренние долги тех, кто участвует в делах мирового гегемона США и увидим, что гарантии финансирования самых разнообразных стартапов давно превысили 100% ВВП, то есть, развитые страны G7, этой масонской геометрии работают себе в убыток только потому, что американской империи еще нужно просуществовать сколько-нибудь времени. Костыли денег поддерживают инвалида и всех устраивает! Очередная Римская империя терпит крах и никто не сможет остановить это падение.
Что до пресыщенности современного общества, то количество товара давно превысило возможности людей приобретать эти товары, более того, финансисты и связанные с ними промышленники, и вообще весь бизнес стараются придумывать все новые товары и услуги, но только разрушают современное общество. Как? Вместо детей сегодня крайне модно рекламировать своих питомцев — кошек, собачек, птиц и даже рептилий. Чем сегодня забиты до отказа соцсети? Фотографиями все тех же кошек и собак, над которыми умиляются и восхищаются. Вы бы так восхищались своими детьми, но нет же, сегодня очень модно хвалиться любовью к животным, но не к детям или вообще к людям. Западное общество не просто загнивает, как было популярно говорить раньше — западное общество просто сошло с ума. Это в России сегодня говорят о демографии, это в России сегодня говорят о семьях, а детях, о преемственности поколений, но на Западе все иначе. Кого волнует в Южной Кореи, что у них самый низкий коэффициент рождаемости, аж 0,65? Никого, общество потребления, пресыщенное общество дети не интересуют, для них главное — это собственные развлечения и удовольствия.
Причем, лет пятнадцать-двадцать назад могли связать низкую рождаемость с условиями жизни, с необходимостью долго и много трудиться для того, что бы создать базовый капитал для открытия собственного дела. Это в Восточной Азии. Касается не только Южной Кореи, но и Китая, Тайваня, Сингапура и прочих стран этого региона, но сегодня ситуация сильно изменилась. Причем, в те времена коэффициент рождаемости был довольно высоким, несмотря на трудовую загруженность и условия работы. Теперь же, когда эти условия кратно улучшились, а выработка на одного трудящегося достигла больших значений, дети оказались не нужны. Ответственность семьи и обуза детей не востребованы в современном обществе развлечений и эгоизма, который продолжает расти несмотря ни на какие ограничения в уровне потребления. Эгоизм сам разгоняет себя и все больше становится главным двигателем современного общества. Повсеместно, даже в среде тех бизнесменов, где есть дети и внешне все прекрасно. Нет, внутреннее напряжение не оставляет людей, которые сегодня вроде бы получили от прогресса и технологического совершенства все возможное, что только бы желал человек. Что же это за напряжение? Невозможность получать от жизни все больше и больше, а у молодого поколения еще и нежелание прикладывать значительные усилия для достижения высокого уровня личного потребления. Общество пресытилось и продолжает пресыщаться повсюду, по всей планете.
От малого к большому. Обратим внимание, что все страны в мире стремятся к тому уровню спроса населения, который гарантирует постоянное развитие промышленности и инновационных процессов, а также финансового инвестирования. Из этого наркотического расширения очень трудно выбраться. То правительство, которое скажет народу о том, что хватит увеличивать свое потребление, ибо это приводит к деградации общества, немедленно потеряет работу, ведь всем так хочется получить новые товары, которые, тем не менее, практически ничем не отличаются от своих аналогов в прошлом. Автомобиль изменился ли качественно за последние сто лет? Нет, он стал комфортнее. То же касается электронных игрушек, превращенных сегодня в однотипные гаджеты, заменившие фотоаппарат, стереосистему, книги, концертные залы, театры и кинозалы. Много что заменили всепроникающие соцсети, сделавшие межличностное отношение ненужным. Достаточно завести себе друга по переписке и обмениваться фотографиями с неизбежными восклицаниями одобрения. А еще кошками и собаками с проставлением обязательных лайков, иначе не поймут и начнут избегать. Общество начало жить по шаблону и даже не заметило, когда это произошло.
И все эти электронные средства коммуникации из удобства давно превратились в ошейник. Всю нашу переписку изучают не спецслужбы, а маркетинговые агентства, которые ранжируют спрос и одновременно формируют наше мнение по самому разнообразному спектру отношений. Даже к власти, создавая любую проблему на пустом месте. Что для этого нужно? Ничего, просто вовлечь как можно больше людей в обсуждение темы, которая больше похожа на опрос: осуждаете или одобряете и больше ничего. Но какие страсти начинают кипеть там, где нет лица собеседника, где можно сказать любую гадость или лесть — все равно, лишь бы появились эмоции. Обратим внимание на то, что соцсети стали последним прибежищем современного человека, который пока еще не пресытился общением с невидимым другом. Кстати, господа хорошие, а вам не кажется, что так любимый всеми ИИ способен сформировать мнение по тому или иному вопросу и вы уже общаетесь не с конкретным человеком, а с программой? Математический алгоритм, составленный по запросу тех, кто все еще пытается выжать из вас прибыль, уже манипулирует вами так, что вы сами этого не заметили? Манипулирует вашими предпочтениями, даже образом мыслей, ведь вы легко поддаетесь на самую безобидную провокацию, отвечая мгновенным выбросом ужасающих эмоций.
И кто же по ту сторону монитора телефона или компьютера, кто знает? Никто, но и не дают себе труда подумать, проанализировать, вдохновиться текстом или, наоборот, отложить до лучших времен. Как с книгой, которая была воплощением мысли человека, способного даже раздвигать горизонт нашего мышления, заглядывать в глубины сознания и вызывать либо сострадание, либо любовь к персонажу. Где же эти бальзаковские барышни и веселящиеся девицы? Ушли в прошлое вместе с ненавистью соцсетей — это главное, что повергает современное общество в пучину таких страстей, что лучше бы было никогда не открывать этот ящик Пандоры. Но прогресс технологического развития требовал своих жертв в будущем и они пришли сегодня. Общество деградирует и происходит это на ментальном уровне. Деградирует культура, деградирует общение, язык, опустошается до нуля нравственный критерий общества. Откуда бы произошло такое стремительное распространение гомосексуальной культуры и всех ее составляющих, если бы не было запроса в обществе? Или, хотя бы равнодушия к проблеме? Элита может делать все, что ей заблагорассудится, но почему мы такие равнодушные к делам, нас разрушающим? Только потому, что комфорт и удобство стали определяющими, только потому, что эгоизм стал главным фактором в современном обществе.
Даже наследие кануло в лету. Кому сегодня интересна наука или история, где горящие глаза новых исследователей, первопроходцев? Их просто нет только потому, что для этого нужно учиться, стремиться, заслуживать признание, то есть заранее быть готовым пройти длинный путь самосовершенствования, не забывая о том, что иногда даже придется отречься от много, что мешает познанию себя и окружающего мира. Никто не хочет быть заложником идеи, никакой. Что вместо идеи? Эгоизм, рост личного успеха и спроса. Мы из альтруизма СССР внезапно попали в мир Запада, где не было ничего, кроме эгоизма, но еще теплились добрые отношения, по крайней мере в семье. Где же это все? Исчезло, именно поэтому современное пресыщенное общество крайне опасно для самого себя, для своего будущего, для самого своего существования. Нигилизм общественного развития неизбежно приводит к нежеланию тянуть лямку государственного существования, человек стремится к отсутствию обязанностей, более того, сам термин «обязанность» подвергается обструкции. Мы никому не обязаны — говорят в современном пресыщенном обществе. Я не просил себя рожать, что бы изменилось в мире, если бы я не родился? А это уже не просто эгоизм, это нежелание жить в мире с другими, это полное отсутствие любви и желание послужить для кого-то, хотя бы для своих детей, для их будущего, что бы и дальше продолжалась преемственность поколений. Вот куда мы пришли и это крайне печально.