Братство русского сердца и русской идеи

русская идея

Немецкий философ Вальтер Шубарт, цитата из книги «Европа и душа Востока» 1938 год:

Англичанин хочет наживаться от ближнего, француз – импонировать ближнему, немец – командовать ближним, а русский ничего от него не хочет. Он не желает превращать ближнего в свое средство. Это братство русского сердца и русской идеи. И это есть Евангелие будущего. Русский всечеловек есть носитель нового солидаризма. Прометеевский человек уже обречен смерти. Наступает эпоха Иоанновского человека – человека любви и свободы. Таково будущее русского народа. Запад движим неверием, страхом и себялюбием; русская душа движима верою, покоем и братством. Именно поэтому будущее принадлежит России. У европейца — человек человеку волк, всяк за себя, всяк сам себе бог; поэтому все против всех и все против Бога. Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло. Основная социальная идея русского народа такова: общество как церковь, как духовная общность, как свободное многообразие в любовном единстве, как мистическое Тело Христа. И самое понимание Евангелия в России иное, чем на Западе. Русский человек творит свою историю религиозным ожиданием, сверхчеловеческою способностью страдать и терпеть. Поэтому русская культура есть метафизическая культура, а западная — техническая культура; и будущее принадлежит России.

Удивительные слова немецкого философа В.Шубарта, написанные за год до начала немецкой катастрофы и русского мужества выстраданной Победы, добытой величайшей ценой в истории нашего Отечества. Не менее удивительна судьба самого автора – Вальтер Шубарт скончался в казахстанском лагере, куда он был отправлен после начала операции войск Третьего Рейха по захвату Риги. Немецкая романтическая мысль приписывала России мессианскую роль объединителя всего мира, не вдаваясь в подробности коммунистического СССР, где социализм был ступенью на построении утопического будущего. Нашей стране приписывались несвойственные Союзу цели и задачи, потому, что в его основе видели Россию, а не внешнюю оболочку СССР, и русский народ, а не внешнюю интернациональную оболочку «советский народ». Немецкий философ верно угадал мистические и христианские корни русской нации, больше приверженной Богу, чем маммоне. Цивилизационная идея русского народа – это всечеловечность, по В.Шубарту и Ф.М.Достоевскому: «Всечеловечность русская. Наша идея.» Это желание быть вместе со всеми, это желание великой русской общности, объединяющей собой всех, кто стремится стать единой русской нацией. Только русскому народу удалось объединить собой свыше 180 этносов – невиданная по своим масштабам братская любовь, недоступная иным нациям, кроме русской, так как именно русский человек не требует от малых народностей и этносов ничего, но сам преизобильно дает им все необходимое для свободного существования, абсолютно не требуя взамен созидательного труда на благо Отчизны. Достаточно с национальных меньшинств того, что они есть, а большего и не нужно. Но у этой всечеловечности русского народа есть обратная сторона: если русский народ не занят своей естественной целью – укреплением России, работы на ее процветание, не соединен великой идеей русской цивилизации – быть всем для всех, то русский народ вянет и буквально вымирает. По сравнению с переписью населения 2002 года, результаты статистики 2010 года фиксируют снижение численности русских на 4,7 млн человек: было 115 млн, стало – 111млн и это весьма незначительное количество русских для такой огромной страны продолжает уменьшаться.

Виновато в этом не только отсутствие общей цели, общей идеи, но экономический способ хозяйствования русского народа, который установился после двух революций 90-х годов прошлого века. Отсутствие цели существования русского народа, намеренное изъятие из государственной деятельности самого понятия государственной идеи, корежит русское самосознание, создавая для него ложные цели и абсолютно не свойственные русскому человеку ценности. Русский человек не приказчик на службе капитала, а творец, созидатель на службе Родины, именно в тот момент, когда он работает на благо страны и всего народа, раскрывается все лучшее, что есть в его душе. В эти благодатные годы труда для всех, русский человек парит в небесах, он настолько ускоряет время России, что Западу уже не угнаться за русской Россией и Запад начинает придумывать способы торможения русской нации, опасаясь навсегда потерять свое преимущество во всем: в деньгах, в технологиях, в вооружении, в общественном развитии и в культуре. Русская Россия способна стать лидером мира, не в богатстве, не в роскоши, не в зажиточности своих граждан, а в общественных ценностях, в едином порыве творчества для всех, в создании общности развития, а не потребления, как это происходит сегодня. Единство целей и общность развития пугают Запад тем, что буквально рядом, у самой границы европейского эгоизма растет и множится русский альтруист, способный во многом опередить Запад и составить такую цивилизацию, такую культуру, о которой просвещенный неоязычеством Запад даже предполагать не может, поэтому страшится, поэтому идет войной на Россию. Не с целью завоевания земель Севера, но с целью уничтожить этот счастливый, работящий народ, с целью навсегда отбить охоту к созиданию своей Отчизны. И последняя по времени война, которая весьма успешно ведется Западом на территории России – это нынешняя война либерального капитализма против русской общности, против русской цивилизации единства цели и всечеловечности самих русских, самим своим существованием осуждающих европейский эгоизм. В.Шубарт:

Верным инстинктом русский чует, что капиталист — раб своего капитала и что жадность есть страх и безбожие.

Капитализм сегодня уничтожает русскую душу, лишает ее свободы, справедливости и, самое главное, лишает цели своего существования, так как индивидуализм, работа только для своего благополучия не радует русского человека, не соединяет его с Богом. Русский по-своему понимает Бога, он не может служить не русскому Богу, ведь Господь для русского человека – это Цель, более важная и более возвышенная, чем служение Отечеству, причем, обе эти Цели не конфликтуют между собой, но идут рука об руку в сознании русского человека. Отечество земное всегда предшествует Отечеству Небесному, ибо само слово Отчество для русского сердца означает единение Бога и человека. Всякий раз, как русское сердце сжимает беда, русский человек неизменно обращается к Богу. Не к психологу, как европейский человек, но просит, плачет у образов и обязательно находит утешение и отраду, буквально ощущая близость вечности и Бога. Крестное знамение для русского человека – это не ритуал, а исповедание веры, ибо, знаменуя себя крестом, русский поверяет всего себя, без остатка, Богу, Его Промыслу и Его воле. Все русские пословицы, как отражение тысячелетней культуры, в той или иной мере связаны с Богом. Новоначальный в православном храме с удивлением узнает о том, что слова из простого обихода внезапно оказываются цитатами из Евангелия. А сама церковная служба, с красивым пением, с молитвами и тайной, совершаемой за закрытыми вратами алтаря, уносит русскую душу высоко в Небо, где сидящий на Престоле Господь с умилением взирает на своих детей, протягивающих руки своих сердец к Творцу. Для русского Бог – это неизбежность и необходимость, без Бога русский человек становится тем, кем он стал сегодня – бездушной машиной Запада, отбывающей рабочее время и зачастую нелюбящей ни свою работу, ни сослуживцев, ни начальство.

Мир капитала для русского человека чужой, в нем нет Бога, в нем нет созидания, нет творчества ради цели. Творчество ради денег бездушно и примитивно, ибо не создает смыслы будущего, а русская душа всегда стремится заглянуть за горизонт событий, чтобы ясно представлять себе цель, ради которой стоит жить и ради которой можно умереть. И нет у русского человека никакой иной цели, кроме великой нашей Отчизны, кроме братства русских вокруг своей России, которую каждый русский любит, по-своему, горячо или холодно, забывая о ее существовании, но, если случается беда, то все, как один встают на защиту Отчества, встают в свой последний бой ради великой цели, за которую не жалко отдать жизнь и покорить всего себя свободе своей Родины. Эта изначальная готовность к самопожертвованию ради цели, ради Родины, недоступна западному, ветхому человеку, но доступна от простого факта рождения русскому человеку вечной Пасхи, вечного воскресения, вечного возрождения. Русский человек постоянно живет в условиях от войны до войны, нет такого десятилетия, когда бы он не воевал, за свои ли интересы или за чужие. Нет для русского воина чужих брустверов – они всегда свои, ибо за ними Родина, за ними – Москва. Нет наемника среди русского воина, ведь наемник бежит, когда опасность превосходит его силы, а русский бьется до конца, не ради сирийской, афганской или корейской земли, а ради русских, которые здесь, в этом окопе, на этой земле. Эта готовность положить душу свою за друзей своих может происходить где угодно, но результат будет всегда один – мужество, всегда граничащее с самопожертвованием. Эта русская голгофа всегда, постоянно с каждым русским человеком, на этот Крест Христов русский готов взойти с самого раннего детства, даже не осознавая величие своего подвига в подражание Иисусу Христу.

Что же важно для русского сердца? Общность цели, в основе которой стоит собственное государство Россия, в основе которой стоит сама цель русского развития, способная свернуть любые горы на пути к созиданию будущего. Именно поэтому такая непримиримая борьба ведется против русского народа, война на уничтожение – нет, не физическое, но ментальное, духовное, православное уничтожение. Большевики уничтожали Русскую Церковь физически, а их последователи уничтожают Русскую Церковь ментально, через уничтожение русской души в архиереях и священниках, через шельмование самого православия, ныне подчиненного Роспотребнадзору. Наша задача, каждого русского человека, восстановить разрушенное, прежде всего, в своих душах, восстановить Престол Государя Императора Николая II, как ментально, так и физически.

Архивы