В России нужно больше государства

государственная власть

Все еще повышенная зарегулированность российской бюрократией частного сектора крайне вредит нашей экономике. При этом нужно обратить самое пристальное внимание на такой поразительный факт: государственная власть давит и корежит частный бизнес, а крупные олигархические предприятия буквально купаются в роскоши, осваивая бюджет. Еще и умудряются просить правительство снизить налоги и повысить дотации из бюджета. Вы, господа металлурги, уже ограбили бюджет в 2020 и в 2021 году, взвинтив цену на свою продукцию в два раза, но желание продолжать «рубить» сверхприбыли никуда не ушло из вашей действительности. Частный сектор просит у государства только одного – не мешайте и не повышайте ставку рефинансирования ЦБ РФ. Крупный, приватизационный бизнес просит снизить налоги и дать денег. Это они, жирные коты российского бизнеса накопили 750 млрд долларов долга западным финансовым корпорациям. Дешевые деньги Запада сыграли злую шутку с российским бюджетом: закредитованные российские приватизационные компании российских миллиардеров выводили в офшоры всю прибыль под предлогом выплаты кредитов. При этом никто из них не гнушался финансировать самих себя через фактически подставные кредиты от своих дочерних подразделений.

Казалось бы, пришло время потребовать свое назад, как с Украиной. Для России больший вред в экономическом плане наносят не «недружественные страны» с их санкциями, а свои собственные олигархи, получившие задарма огромную собственность в 90-х годах прошлого века, и продолжающие выкачивать из бюджета страны огромные деньги. Это сегодня правительство М.Мишустина выдало 1 трлн кредитов российским регионам на 15 лет под 3% годовых, чтобы строились и ремонтировались дороги, менялись трубы ЖКХ и налаживалась инфраструктура малых и больших городов. Деньги выделялись из личного фонда правительства, если можно, так сказать. Ни Минфин, ни ЦБ РФ не участвовали в этой финансовой операции. Э.Набиуллина утверждает, что главные задачи ЦБ РФ – это таргетирование инфляции и укрепление курса рубля, но ничего подобного не происходит – волатильность курса за последние полгода стала катастрофической.

ЦБ РФ, все еще, после начала СВО на Украине, остается вотчиной МВФ и ВБ, Минфин играет в одну игру с ЦБ РФ и не является, как и Минэкономразвитие государственным инструментом развития российской экономики. Это, скорее, тормоза на пути российского паровоза, чем уголь в его тендере – этот прицеп для движения был отцеплен еще в 90-е кликой Гайдара – Чубайса, чтобы деньги в Россию шли с Запада, а не создавались в самой стране. Именно поэтому приоритет получили экспортно-импортные отношения, а не развитие собственной промышленной и научной базы. Бюджетные деньги переводились при помощи ММВБ в доллары и евро, и оседали на офшорных счетах, а другая часть при помощи бюджетного правила, оседала в иностранных трежерис, акциях и прочих финансовых инструментах. Ни единого экспортного доллара на внутренние российские инвестиции не поступало.

Давайте вспомним, как расходовался ФНБ, призванный стать источником российских инвестиций. Деньги из ФНБ вкладывались в иностранные бумаги, приносящие одни убытки, и в банковский сектор, чтобы немедленно покинуть пределы Родины через посредничество независимого ЦБ РФ, ММВБ и клиринговых фирм. Откуда образовались денежные квартиры у российских полковников? Все из этих схем! На денежных потоках сидели силовики, банки, приватизированные в 90-х компаниях, чиновники и прочие нечестные люди, имевшие доступ к бюджету. Офшорные дочки были у всех государственных компаний, более того, в каждой государственной компании сидели представители Запада, чтобы контролировать денежные потоки. Это сегодня они были вынуждены бежать, но сколько эти люди успели сделать, сколько принесли вреда российскому бюджету.

Именно поэтому, на востоке России всходит солнце национализации тех активов, которые были розданы Гайдаром – Чубайсом в 90-е годы, именно поэтому ЦБ РФ должен стать государственным банком. Кстати, 1 июля 2020 года были внесены изменения в Конституцию России, но Центральный банк, как был независимым, так и остался. Почему, кто помешал подчинить ЦБ РФ правительству? Кто лоббировал сохранение статуса-кво? Поименно! Эти методы ограбления России действуют до сих пор, даже когда любая транзакция требует согласования у М.Мишустина. Хитрые финансисты всегда найдут способ вывести деньги из России. Нужно поставить твердый заслон на пути хапуг, но сделать это без национализации ЦБ РФ невозможно, сделать это без национализации тех предприятий, что были приватизированы в 90-е, невозможно.

Нужна программа выхода из подчинения Западу российской финансовой и экономической системы, нужна программа развития и национализации в России, нужна программа помощи частному бизнесу – инициативе граждан страны. Что плохого в рынках для частников? Что плохого в развитии программы параллельного импорта? Почему эти программы работают в подсанкционном Иране и не работают в России? ОАЭ превратились в самый настоящий хаб продаж по всему миру. Компании эмиратов покупают не товары, машины, электронику – они покупают время работы таких компаний, как Toyota, они продают продукцию Германии, за которой в эмираты приезжают немцы. Почему? Торговцы в эмиратах пользуются поддержкой государства и поэтому довольствуются малой маржой, получая свою прибыль с объема продаж. Западный мир, подсадив на свою алчность Россию, действует иначе, поэтому проигрывает. Сегодня многим стало очевидно, что финансовое благополучие смещается в Азию, смещается в страны персидских монархий, где понимают в бизнесе лучше Запада, потому, что всегда ориентируются на будущее, а не на исчезающее настоящее, которое уже стало прошлым.

Россия все еще живет западным прошлым. Инерция мышления, жажда наживы никуда не ушла из российской действительности, следовательно, нужно помогать исчезновению прошлых практик в руководстве страной, в руководстве регионами, в руководстве финансовой и экономической системой страны. Нужно развивать государственные инвестиции в программы строительства промышленного изобилия, в науку, в образование, в частную инициативу граждан. Хватит плодить монополии – только государство в России может быть монополистом, все остальные монополии должны быть принудительно разделены на акторы, конкурирующие друг с другом. Более того, если предприятие достигает оборота свыше определенной величины, то оно немедленно становится совместным с государством предприятием и получает раздел собственности. Уклонение от подобного шага должно считаться тягчайшим преступлением перед государством.

Нужны собственные инвестиции в отрасли народного хозяйства, как это сегодня делается из личного фонда правительства под управлением М.Мишустина. На 5-10-15 лет под 3 процента годовых, промаркированными деньгами, которые невозможно направить ни на какие иные цели, кроме развития производственной базы, покупки сырья и создания собственной логистики. Деньги, полученные на развитие промышленности или сельского хозяйства нельзя потратить на заработную плату, на выплату дивидендов или покупку валюты, недвижимости, не связанной с производственной деятельностью. Сколько сегодня денег нужно российской экономики, чтобы она не уходила в рецессию, как сегодня, а начала свой рост? Минимум половину от размера ВВП, а это почти 70 трлн от 131 трлн в 2021 году. Даже совокупных денег ФНБ и ЗВР 2021 года не хватит, чтобы наполнить экономику страны необходимыми инвестициями, а теперь, после утраты половины ЗВР и профукивания ЦБ РФ половины ФНБ, этих денег нет и подавно.

Что нужно делать в этих условиях? Нужно усиливать регулирующую функцию государства, нужно полностью заблокировать прежнюю деятельность ЦБ РФ и Минфина. Как? Введением тех людей, которые будут стоять на страже государственных интересов и создавать инвестиционное изобилие в условиях независимого ЦБ РФ, до тех пор, пока не введется новая Конституция России, взамен прозападной Конституции Ельцина, созданной под диктовку США. Президент России В.В.Путин получил колоссальные права по управлению экономической и финансовой системой страны в обход ЦБ РФ, правительство М.Мишустина может в обход Минфина делать то, что необходимо для инвестирования в экономику. ГД РФ может отменить многие законы, принятые ранее и наносящие ущерб частной инициативе граждан страны. ГД РФ вообще, может очень многое – этот инструмент пока еще задействован не в полную меру Администрацией президента, чей состав также подлежит скорейшей ротации, чтобы не создавать теневое правительство в рамках президентского ордена.

Те императивы власти, которые были до начала СВО, нужно последовательно, но неуклонно изживать во всей вертикали, заодно усиливая дисциплину исполнителей, несущих персональную ответственность за исполнение распоряжений президента В.В.Путина. Сингапурское чудо Ли Куан Ю зиждилось на простой формуле: «Хотите побороть коррупцию? Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что.» Генералиссимус Суворов так говорил о снабжении армии: «Всякого интенданта через три года исполнения должности можно расстреливать без суда. Всегда есть за что» и демонстрировал простой пример воровства, когда строил ряд солдат и просил передать следующему снежок – в руках у последнего в строю оставалось только мокрое место. Так зрительно работает бюджетная система в России, когда по мере распределения до конечного исполнителя у него руках остается лужа.

Как победить эту систему воровства? Нужно усиливать государственную власть, нужно создавать такие условия бюджетного финансирования, когда у каждого дела будет имя, фамилия, отчество, как утверждал нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Финансовая, исполнительская и общегосударственная дисциплина важнее объема денег в экономике страны, ибо, исключив алчность чиновников и финансистов, можно будет даже с меньшими суммами добиться развития экономики, наполнения бюджета и роста производительных сил, которые неизбежно приводят к росту надстройки и повышению спроса населения. Простые вроде бы истины, но как сложно добиться их реализации в нашей, российской реальности.

Архивы