Многополярность уже стала фактом

многополярность

В Чехии пришли к выводу, что Запада и Америки на всех не хватит:

Борьба происходит во многих точках — на Тайване, Украине, в Газе и других местах. Кроме этих основных конфликтов и угроз, есть еще Венесуэла, которая претендует на территорию в Гаяне, а российские силы активны в ряде стран Африки. Простая и неумолимая правда в том, что если все эти игроки продолжат свои конфликты и будут обострять их, то США и Запад не смогут в достаточной мере помочь всем одновременно. Простая и неумолимая правда заключается еще и в том, что все игроки это, скорее всего, хорошо понимают.

То есть, восточноевропейские элиты уже понимают, что прошлого мира с диктатом США больше не будет, Россия в принципе уже победила, так как предреченная многополярность уже стала фактом. В мире есть несколько блоков, которые уже не на словах, а на деле проявляют свои задатки лидеров. Прежде всего, это США, Россия и Китай, в ЕвропеФранция, на Ближнем Востоке Саудовская Аравия и Иран, национально-освободительные движения в Африке жмут французов и посылают куда подальше эмиссаров Израиля. Основными пострадавшими странами от политики многополярности стали США, Германия, Великобритания и Израиль — то есть та самая ось нестабильности, которая была выстроена Вашингтоном для продвижения своих интересов по всему миру. Канада, Австралия, Япония, Южная Корея просто помалкивают в стороне, грустно глядя вслед уходящему кораблю американского лидерства. Скоро и дым рассеется. Но самое удивительное в этой истории многополярности заключается в том, что Россия и президент В.В.Путин, начав перестраивать мир в далеком 2007 году с памятной Мюнхенской речи, добились своего в 2023 году. Более того, собираются закрепить достигнутый результат в 2024, чтобы дальше торить путь новому миропорядку.

Но всё ли так однозначно? Нет, не всё, ибо мир без американского лидерства стал скатываться в хаос управления без уже отмирающей американской глобализации. Дело в том, что расширение рынков США по торговле финансами привело к тому, что многие страны стали подобны США, но со своим местным колоритом. Стала выстраиваться линия плато, что существенно ослабило расширение рынков и привело к стабильности роста доходов и спроса в очень многих странах. А коли так, то зачем отныне нужны США? Собственно, появление многополярности, как образа жизни всего человечества накануне экономического кризиса 2008 года чутко уловили в Кремле и отныне стали отталкиваться от того, что эпоха лидерства США заканчивается, мир стал во многом похож на клуб развитых стран и более не требует единого центра рефинансирования в США. Но одновременно со снижением роли США (в теории весов) выросла роль России и вообще развивающихся стран, для которых рамки США и ЕС оказались слишком тесны. Отсюда рост БРИКС, отсюда экспансия Венесуэлы, отсюда освобождение от Франции в Африке и многие другие процессы, которые меняют характер торгово-экономических отношений в мире. То есть, многополярность стала фактором, который пришел на смену американской гегемонии и создал несколько центров развития.

Но означает ли такое положение порядок в управлении регионами? Нет, не означает, так как равенство почти всегда приводит к нарастанию противоречий, то есть к войнам, большим или малым, скоротечным или продолжительным. Можно со всей очевидностью констатировать, что мир вступил в эпоху военной нестабильности и вооруженного противостояния. И все это вызвано многополярностью? Нет, это вызвано одновременным ростом многих экономик мира, доступностью денег и технологий, переноса производств в Юго-Восточную Азию, рост спроса на сырье и новые технологические процессы, упрощение доступа на рынок новых товаров, несущих в себе многие элементы научных открытий, совершенных буквально вчера. Технический прогресс за последние 30 лет кардинально преобразил мировой рынок, сделав его доступным и очень близким для всех. Больше не нужно ждать годами появления нового продукта, отныне спрос определяет сам продукт, его предложение, которое уже опережает сам спрос. И так происходит во многих регионах. Соответственно, растут прибыли, растут капиталы, деньги мгновенно пересекают любые пространства, движение рабочей силы и высокооплачиваемых специалистов перестало быть чем-то недоступным.

В результате такого сближения рынка денег и предложения, очень многие страны вышли на американское плато финансового успеха и Америка стала обузой. Именно поэтому многополярность — это не достижение России, а уже простая констатация факта. Достижение России заключается в создании суверенитета в отсутствии США и ЕС, проведение такого переключения рынков, когда Запад оказался не у дел. И этот пример показал многим, что кооперация друг с другом на иных, не долларовых началах может позволить еще более продвинуть свои интересы на рынках мира. Процесс пошел, да так быстро, что Запад уже ничего не может противопоставить этому разрастанию многополярности, то есть роста собственных интересов в попытке добиться преимуществ для своих рынков. Можно даже говорить о многорыночной экономике, которая уже принимает образ иного капитализма, отличающегося от классического, что крайне беспокоит финансовые власти США и ЕС, Если деньги Америки не нужны, а именно этот процесс происходит в мире, то и сами США стали обузой.

Вместе с тем, растут региональные конфликты, так как старые обиды столкнулись с новыми вызовами, которые опять же связаны с возможностью захватов новых рынков, продвижению собственных интересов и выхода конкуренции на новый уровень монополизма, который так же стал многополярным. Куда из мировой хроники подевались американские и европейские банки? Почему не слышно о китайской инвестиционной экспансии? А ее больше не требуется, так как другие игроки вышли на мировые рынки, накопив значительные средства по мере расширения собственных рынков. Нет финансовых экспансионистских мер американских банков, ведь роль доллара становится все меньше и меньше. Но вместе с тем, новые игроки на рынках ведут свою политику агрессивно, напористо, что вызывает противостояние уже политическое, ведь суверенные страны обязательно будут вводить протекционистские меры, чтобы защищать свои рынки от иных стран и даже коалиций. Кстати, Россия поступает так же, хотя с большой оглядкой на других. Но со временем свой собственный протекционизм станет больше и уверенней, что происходит со всеми странами сегодня.

Итак, многополярность стала объективной реальностью и нужно как-то привести эту самую многополярность в русло новых правил, кодексов и договоренностей, но именно этого не происходит. С одной стороны есть большое вмешательство США, с другой стороны половить рыбку в мутной воде сегодня хотят очень многие. Америка уходит, Америка больше не мировой жандарм и доллар уже не так привлекателен, как это было раньше, поэтому конкуренция финансов, инвестиций, товаров, влияния будет только нарастать. Энтропия в мире повышается и будет расти дальше. Точки возможных конфликтов будущего уже определены и нанесены на карты мира, поэтому остается только ждать, где полыхнет в следующее полгода-год. Смотрите, планирование дальше двух лет уже не происходит, а скоро этот срок сократится до одного года. То есть, мы окажемся в самом эпицентре перманентной войны, мирового торнадо суверенитетов, где все равны и нет никаких лидеров. Когда нет лидеров, когда не создается баланс сил — просто потому, что некому это делать, мир идет вразнос. К сожалению, такая перспектива уже становится реальностью.

Никто не говорит, что многополярность — это плохо, но говорит, что отсутствие лидерства — это плохо, отсутствие видения будущего и отсутствие создания модели будущего — это плохо. Никто сегодня не может похвастаться моделью будущего, никто. Один пояс, один путь, социализм с китайской спецификой? Это тактика КНР, но не стратегия. США вообще лишились стратегии, там сегодня одна тактика, да и то на ближайшие полгода. Франция дождалась своего звездного часа — Германия ослабела настолько, что уже вошла в рецессию, но и в самой Франции все очень шатко и неспокойно. Ближний Восток вообще готов полыхнуть от края и до края, как и Корейский полуостров. Нет модели будущего только потому, что у каждой страны свое собственное будущее. Можно сколько угодно говорить о коллективной безопасности, но ее сегодня нет ни у кого. Фрагментация мира на зоны собственных интересов идет со все увеличивающейся скоростью, которая неизбежно приведет к конфликтам. Еще неизвестно, насколько долго продлятся добрососедские отношения России с Китаем или с Индией, так как каждая из стран (КНР и Индия) пытаются усидеть одновременно на нескольких стульях только ради того, чтобы поймать момент большой прибыли, которая может кончиться в любой момент.

Понимаете, озеро очень небольшое и прямо сказать конечное, но рыбаков слишком много и рыбы на всех скоро не хватит. Истощится озеро. Кто сегодня думает о том, что нужно завезти мальков, дать им расплодиться, кормить и подавать воздух ради будущей рыбалки? Никто. США, когда после распада СССР в 1991 году получили весь мир то же не обеспокоились о завозе мальков — они банально наплодили рыбаков. Позвольте, так мы стабильный мир не построим, без формулы будущего, без баланса сил ничего не получится. С какой целью сегодня расширяется БРИКС — заменить собой давно прогнившую структуру ООН? Нет ответа. По мере удаления из мировой торговли доллара, что должно произойти в мировой финансовой системе? Нет ответа. Как сформулировать новые правила рыночных отношений, создав замену МВФ и ВБ, ВТБ и англосаксонского банкинга? Нет ответа. Причем, ответы должны быть политические, а не экономические. Зачем еще вчера многие собрались в Давосе, на МЭФ? Что решали? Ничего, только потому, что даже не задавали правильные вопросы об образе будущего. Предположим, с Давосом все понятно и так — поляна Клауса Шваба никому не интересна, так, потусоваться. Создайте новую, но для того, чтобы составить новый баланс сил, выработать новые правила. Нет, ничего не происходит. Именно этим и опасно нынешнее положение многополярности, когда ничего не происходит. Следовательно, следующим шагом будет расширение хаоса, анархии, противостояния, когда противоречия могут накопиться до критического уровня. Время решений уходит, а противоречий стремительно приближается.

Архивы