Вообще, социализм – это русское изобретение, ибо без созидательной энергии масс этот способ хозяйствования никогда бы не прижился в РСФСР – СССР, но так и остался бы военным коммунизмом. То, что социализм в СССР был партийным и в этом положении были сильные и слабые стороны – это болезнь роста, не более, но необходимо признать, что в нынешних условиях экономического окружения России со стороны Запада, только социализм, основанный на обобществленной собственности и государственном управлении, способен быстро поднять экономику страны, а также восстановить необходимую промышленность. Главное, не допускать ошибок и перегибов прошлого, когда диктатура революции впиталась в ткань партийного руководства, в его методы и способы управления народным хозяйством и обществом. Именно поэтому нужно развивать русский социализм, построенный на русской культуре и русской этике, отдавая себе отчет в том, что такой русский социализм обязательно должен стать монархическим, в отсутствии партийного управления народным хозяйством.
Россия еще не знала средства, которое в состоянии быстро мобилизовать все ресурсы государства и нации на преодоление тяжелых условий существования страны во враждебном окружении, кроме социализма, способного привлечь материальную базу и людей для решений любых целей, и задач. Как мы уже смогли убедиться на протяжении тридцати лет капитализма, приоритет частной собственности над государственной приводит лишь к перекосам в управлении экономической и финансовой системой, встроенной в мировой глобализм развитых капиталистических систем англосаксов. Даже социализм с китайской спецификой не стал тем движителем прогресса, о котором нам твердят из Пекина. Свидетельством будущего упадка Китая становится начавшаяся рецессия в КНР, приводящая к уменьшению внутреннего спроса, а также быстро растущие долги провинций перед Банком Китая, способные привести к дестабилизации политической системы.
Командная экономика социализма так же не панацея от решения всех проблем общества. Но в условиях войны, в которую втянули Россию, командная экономика работает, и сегодня нужно использовать опыт широкой индустриализации СССР в 30-х годах. России нужно заново воссоздавать промышленность и укреплять сельское хозяйство, особенно в условиях присоединения разрушенных войной восточных земель Украины и Южной Осетии, наведения порядка на Дальнем Востоке и на Урале, стимулирования экономической деятельности в Центральной России, а также искоренения коррупции в южных регионах нашей Державы. Командно-административный стиль руководства СССР нужно использовать в части планирования и контроля, а также разделения обобществленной собственности и частной, где государственная собственность имеет приоритет развития.
Нужно взращивать русский социализм на основах новых принципов хозяйствования, кредитно – денежных отношений в условиях длительного инвестирования под низкий процент, а также создания системы отраслевых, муниципальных, сельскохозяйственных и других денег, промаркировав их при помощи широкого вовлечения цифровизации. Это просто позор, что в России так плохо развивается цифровая отрасль народного хозяйства, при том, что ИТ-технологии, это не высшая математика Российской академии наук, не удел докторов и академиков, а простых людей, получивших навыки создания алгоритмов. Почему первенство по математике получают граждане Китая или выходцы из КНР? Умением применять алгоритмы на практике. Чем же хуже российские программисты? Только некомпетентностью управления и коррупцией в рядах чиновников, все еще рассматривающих бюджет, как собственную дойную корову.
Не призываем к репрессиям – этим методом ничего не решить, а только можно создать касту приспособленцев в новых условиях. Напротив, нужно ставить задачу перед министрами с одновременной ответственностью за ее решение. Почему в распоряжениях премьер-министра никогда не указываются методы решения поставленной задачи и ресурсная база, не только в виде объема денег, но и необходимого привлечения специалистов, создания курсов ускоренного обучения и повышения квалификации? Нет, только одни общие фразы, которые могут обрести абсолютно иное наполнение в министерствах и ведомствах. Как искоренить этот ползучий саботаж в рядах чиновников, ничего не желающих делать без личной выгоды? Только персональной ответственностью, но исключительно в рамках закона. Нужно, в первую голову, обратить внимание на практику неотвратимости наказания, а уже затем ставить задачу. Ибо, в противном случае, нет никакого смысла ставить задачу, предполагая, что она не будет решена или будет решена не в срок, с меньшим объемом и так далее.
Командно-административный социализм на первом, переходном этапе учит нас тому, как применять планирование, регулирование и спрос за результат. Должна быть выработана прямая система государственных ценностей, ответственности и введен принцип равенства базового дохода. Как может чиновник отвечать за исполнение государственных задач, если он долларовый миллионер? Если его родные и близкие живут за границей, имеет зарубежную недвижимость или резко выделяются от других исполнителей размером совокупного, семейного дохода? Желаешь работать в государственной системе – будь готов к уравниловке, ибо ты пришел послужить России, а не Россия должна послужить тебе. Принцип приоритета общественного над частным в условиях российского социализма должен быть главенствующим – иначе никак.
Вторая беда нынешнего управления в России – это тотальная бюрократия, которая единственная определяет успешность руководства чиновника на вверенном участке работы. Не количество, не качество продукции, не рост рабочих мест, не рост производительности труда, не снижение издержек на единицу продукции, не создание новых дорог, предприятий, строительство городской и сельской инфраструктуры, а освоенные деньги бюджета России. Освоили, отчитались – молодцы, вот вам еще деньги на следующий год. Вся экономика России строилась от денег: получили экспортную выручку – напечатали рубли, сформировали бюджет – выделили деньги и поставили задачи – потратили деньги – отчитались за использование денег по назначению. И так по кругу. Много удалось сделать в таком круговороте за двадцать лет? Мало, ничтожно мало!
Запад ограничил продажу сырья – МВФ прогнозирует, а Кудрин повторяет – падение ВВП по итогам 2022 года на 10 процентов. Следовательно, самое большое достижение – это экспорт сырья, и именно в этом направлении наносится самый большой удар ЕС. Второй удар, не менее чувствительный, чем сырьевой – это удар по технологиям и материалам, от которых полностью зависит российская экономика. Где импортозамещение, под которое выделялись деньги, где цифровизация, под которую выделялись деньги, где рост промышленного производства и создание новых рабочих мест, под которые выделялись деньги? Ничего нет, следовательно, экономика работает неправильно, не в том режиме, в котором нужно для целей и задач, назначаемых руководством России. Что делать? Менять структуру экономики, менять структуру финансовой системы, менять сам принцип хозяйствования. Экономика не пришла ни в народ, ни в промышленность. А где же она? В западных офшорах, в богатстве силовиков, в коррупции чиновников. Нужно решительно избавиться от этой порочной системы.
Как? Кардинально изменить систему экономики в России, начав с крупного предпринимательства, незаконно получившего в свои руки собственность СССР. Отмена приватизации возможна только в условиях Чрезвычайной ситуации. Разве сегодня Россия находится в мирном времени, разве сегодня против нашей страны не ведется экономическая война на удушение развития государства и общества? Разве сегодня СВО на Украине не требует большого количества денег? Коль скоро, правительству России приходится верстать бюджет в условиях беспрецедентных санкций, следовательно, должен работать принцип: «все для фронта, все для победы». Сегодня фронтом является вся Россия, против нас больше 70 процентов мира, а оставшиеся тридцать сохраняют нейтралитет, проще говоря, находятся в стане противников, ибо принцип: «кто не с нами, тот против нас» никто не отменял. Когда Россия в одиночестве ведет свою войну за право самостоятельно вершить свою судьбу, то и меры внутри России должны быть чрезвычайными.
Какие меры? В области крупного хозяйствования – временная национализация, в области частного сектора – обязательная оплата в пенсионный фонд хотя бы минимального ежегодного платежа на каждого сотрудника, и никаких иных налогов. Люди сами создадут себе рабочие места, но только в условиях снижения зависимости от монополизма в ценообразовании, в снижении зависимости от произвола и коррупции в рядах чиновников, в условиях доступности дешевых целевых кредитов под незначительный процент с обеспечением невозможности попадания этих денег на товарный рынок частного оборота наличности. Пометить деньги – дело ЦБ РФ, с которого, кстати, должна начаться национализация. Следующий шаг – это консолидация экспортно-импортных и валютных операций в руках государственных структур. Сегодня, Газпромбанк стал фактически банком экспорта природных ископаемых – нужно расширить его до любого экспорта сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Банк ВЭБ сделать банком импорта, ЦБ РФ отвечает за валютное регулирование и инвестиции в экономическое развитие страны. Персонально, по закону.
Пришла пора создать свой социализм с русской спецификой, соединяющий в себе командно-административные рычаги управлением планирования, контроля и спроса, распределения и инвестиций, а также частной инициативой, которая развивается не сама по себе, а под контролем государства, его денежно-кредитной политики. Главное – это неуклонное исполнение поставленных задач по созданию абсолютно самодостаточной экономики России. Без оглядки на западные рынки, западные технологии, западные принципы развития хозяйствования. Что будет на втором этапе – будет видно на первом этапе применения новых способов хозяйствования в России.