Будущее социализма в России

Будущее социализма в России

Кинорежиссер Карен Шахназаров:

Мне кажется, что Россия будет более социалистической страной, она все-таки движется в этом направлении. Но это будет другой социализм потому, что когда говоришь про социализм, то всегда представляют советский социализм, но это была только одна из форм социализма, причем приспособленная для определенного времени, это был мощный проект модернизации страны в короткое время, жестокий, но необходимый. Социализм нельзя представлять только по советскому опыту, так же, как капитализм нельзя представлять по швейцарскому опыту. Есть китайский социализм, есть вьетнамский, но Россия придет к своей форме ведь, что такое социализм — это большое влияние государства и общества над экономической жизнью. То, что сегодня происходит в стране — это и есть социализм, просто не декларируется. Маятник революции 1991 года возвращается назад и очень много берет от предыдущего периода. Идет схватка между либералами и государственниками, но люди выбирают то, что работает, поэтому мы неизбежно придем к форме, когда все нужно контролировать и перераспределять.

Нужно констатировать, что та форма социализма, которая в России началась с приходом В.В.Путина, она идет именно в том направлении, о котором говорит Карен Шахназаров. От частной вольницы крупного капитала Россия все больше переходит к форме управляемого государством и обществом социализма, где в приоритетных целях и задачах государственной политики ставится улучшение положения нашего народа, укрепление экономической, промышленной и научной мощи России. Что это, как не форма социализма без приоритета частной собственности, что было установлено в 90-е годы колоссального грабежа наследия предков? Да, маятник от грабежа качнулся к созиданию — это так, при этом нужно констатировать, что за 10 лет 90-х годов было сделано столько, что последующий период созидания и модернизации России уже растягивается на 30 лет. Только подумайте — один год революции приходится на три года исправления и созидания. Разрушать проще всего — попробуйте вернуть все в созидательное русло да еще и приумножить — задача не из простых. Поэтому не будем требовать мгновенных результатов, чтобы не качнуть маятник в другую сторону — репрессий, подавления свободной воли и прочих радостей 30-х годов прошлого века. Или 1917, когда элита предала своего Царя ради либерализма Запада.

Российский социализм XXI века должен представлять собой соединение государственной и частной собственности, где приоритетом выступает улучшение положения граждан нашей страны. При этом нужно понимать, что застрельщиком социализма в России всегда выступает государство и это правильно. У государства есть деньги, у государства есть гарантии, у государства есть наука и образование. Частный капитал, частная инициатива всегда опирается на то, что уже есть: образование, наука, инфраструктура, заказчики, в том числе государственные структуры, а также возможность использовать в своих целях получения прибыли развитую систему коммуникации. При этом монополизм государства не воспринимается, как зло, но монополизм частной собственности и капитала воспринимается, как зло, ведь этот монополизм, нацеленный на увеличение своей прибыли всегда нацелен против нашего народа, так как банально обирает его. Именно поэтому государство вправе и должно сделать так, чтобы правила и законы по которым существует частный бизнес всегда были нацелены в первую очередь на государственные и социальные интересы. Через систему гибкого налогообложения, через систему инвестирования, привлечения разработок НИОКР и создания рабочих мест по всей стране, а не только в крупных городах.

Государство способно сделать такой социализм, в условиях которого частному бизнесу станет много легче развиваться, но в рамках правил и законодательства, устанавливаемых государством. При этом нужно создавать такие инвестиционные кластеры, которые будут контролировать и инвестировать в частный бизнес в тех направлениях, которые считаются в данный период времени крайне востребованными. Нужно создавать для частного бизнеса условия защиты работников от произвола, от грабежа предпринимателями, а также распространять на работников частных предприятий меры поддержки в государственном секторе. Тогда не будет такого вопиющего разрыва между государственными и честными предприятиями. Ни в налогообложении, ни в защите работника, ни в важности решаемых задач. Вообще для чиновника не должно иметь сильной разницы, какая форма собственности на предприятии, главное, какие задачи оно решает и насколько эффективно. Социализм нового типа должен заключаться в помощи инвестирования под небольшие проценты и контроле расходования государственных денег. И на государственном, и на частном предприятии. При этом социальные обязательства должны нести все предприятия и организация России, без исключения.

Когда экономическое и промышленное развитие России направлено лицом к нашему народу, а не только к извлечению прибыли, тогда отдачу от такой социально-хозяйственной деятельности почувствуют все граждане страны. Однако мы все должны понимать, что застрельщиком реформ и решения важнейших народно-хозяйственных задач всегда выступает государство. Для этого применяют различные формы собственности — от муниципальной до федеральной на основные средства и капиталы, землю и инфраструктуру. Если задачи стоят большие, а это так, то и огромные концерны должны быть исключительно в полной государственной собственности. Управляющая компания может быть частной, но контроль — государственный. При этом нужно понимать, что если частная организация вырастает до размеров монополии или очень большой прибыли и оборотов капиталов, то государство просто обязано иметь свою долю в такой частной организации, и это не обсуждается. В какой форме: оборотного или основного капитала, поставки технологий и оборудования, акций или иных видах участия должны решать собственники и выделенные для переговоров чиновники, но создавать малоконтролируемое государством огромное частное предприятие отныне нельзя. Таков принцип социализма в России.

Для каждой формы собственности должны быть установлены приоритеты хозяйственной деятельности, среди которых в обязательном порядке устанавливаются социальные обязательства. Это в случае, если частное предприятие участвует в программе государственных заказов и инвестиций. Если частное предприятие существует исключительно на заемных банковских средствах или частных инвестициях, не участвует в государственных программах развития, то деятельность такого предприятия регулируется в рамках гибкого налогообложения и неукоснительного выполнения действующего законодательства. Хотите работать с госбюджетом — вводите долевое участие государства в своем предприятии. В этом случае будут соблюдены условия бережного отношения к государственным деньгам и к поставленным государством задачам. Сегодня, когда идет война и весь Запад ополчился на Россию, частный бизнес уже включился в производство необходимых фронту вещей и весьма успешно делает то, на что у государства не хватает времени и сил. Даже космическая программа сегодня принимает в свои ряды частные компании, но разрабатываемые технологии в рамках частных компаний должны надежно защищаться государством, следовательно, после получения заказа и проведения успешных НИОКР, софинансирования производства, государство должно входить своей долей в основной капитал такого частного предприятия.

Конечно, опасаемся государственной бюрократии, неповоротливости всей системы власти в России, но для того, чтобы ничего подобного не происходило в нашей действительности, нужно постоянно собираться у губернатора или у профильного министра, чтобы накопившиеся вопросы решались в рабочем порядке и без волокиты, как это сегодня, например, происходит в МО РФ, где министр обороны А.Р.Белоусов собирает для разговора военкоров, командиров, отличившихся бойцов и ведет предметный разговор по всем темам. Нужна обратная связь, нужно постоянное общение предпринимателей и руководителей государственных предприятий, а также тех, от кого напрямую зависит финансирование программ развития промышленного производства и технологий. Частный бизнес может принести очень много пользы государству, если этот бизнес будет включен в план развития той или иной отрасли. Но обратный контроль за использованием денег никто не отменял. Сегодня все будто помешались на цифровизации, так заставьте эту цифровизацию работать на общие интересы государства и общества, частного и государственного капитала в обе стороны. Если ЦБ РФ против — заставьте, если Минфин не понимает — научите, но сидеть и ждать у моря погоды, не проявляя инициативу на местах больше нельзя.

Социализм в России всегда преодолевал одним скачком все ранее создававшиеся препоны развитию государства и общества, поэтому главную ставку сегодня нужно делать на деприватизации тех отраслей, что являются стратегическими для развития страны и общества, укрепления армии и создания мощного ВПК. Должны быть определены те отрасли, где частный сектор может быть только вспомогательным, но не решающим. Как это сделать? Через введение государственного капитала в частные компании — мы уже говорили об этом. Доля государства в ранее приватизированных компаниях нефтегазового сектора, обрабатывающих отраслей, перевозках, включая морские и воздушные, в связи, в ВПК, в генерирующих мощностях должны быть не ниже 51%. Нужно полностью забыть о Соглашении о разделе продукции. Это должны быть совместные предприятия с долей государства не ниже 51%. Возьмем опыт ОАЭ, где в обязательном порядке в компании должна присутствовать доля гражданина ОАЭ и никак иначе. В нашем случае — государства. Таким образом мы за весьма короткий срок избавимся от воровства приватизации 90-х и приведем весь бизнес России к нашей законной юрисдикции, вынув из офшоров тех, кто все еще желает сидеть на двух стульях: России и Запада.

Подытоживая, нужно сказать о том, что социализм России нужен, но только такой, который служит интересам всего нашего народа, всего нашего государства, всему нашему общему будущему. Тогда эта социально-экономическая формация, повернутая лицом к народу от алчности предпринимателя сможет горы свернуть.

Архивы