Американский аналитик Скотт Риттер:
Россия отличается от остальных восточно-европейских, центрально-европейских держав, тем что Россия не готова быть Польшей, не готова быть Румынией, с которыми просто общаться американской администрации, предоставляя определенные экономические и политические льготы в обмен на абсолютную лояльность и отказ от суверенитета. Маленькому государству такому как Литва не нужен полноценный государственный суверенитет, им нужно жить по правилам некого общежития, которое в принципе их устраивает. А Россия — это страна, которая соединяет две цивилизации, христианско-европейскую цивилизацию и восточную цивилизацию.
Здесь надобно уточнить: какую восточную цивилизацию? О чем идет речь? Если о Монголии, Китае, Центральной Азии, то это не цивилизация России. Русская цивилизация России — это православие, перенятое у Византии и распространенное от Калининграда до Владивостока. И где здесь буддизм Монголии, атеизм Китая или ислам республик Центральной Азии? Русское православие, его форма, значительно расширенная многими поколениями русских первопроходцев и миссионеров, привлекала под крыло все религии мира, традиционно опираясь на авраамические религии Единобожия. Русская культура, православная вера и система ценностей изначально лежала в основе единства народов России, потому, что в ней никогда не было шовинизма, но, выросшая из княжеского желания расширения земель за счет присоединения народов и территорий, она превратилась в свободу для всех, а не только для избранного народа и его правителей. России не свойственен ни восточный деспотизм, ни европейская демократия, у России есть единственный путь — патернализм лидера нации, помноженный на народное самоуправление в виде представительной власти (парламента или Верховного Совета, избираемого съездом народных депутатов).
Вообще, отказ Ельцина от съездов народных депутатов в сентябре 1993 года в печально известном указе № 1400 от 21.09, сильно либерализовал государственное управление и сделал его олигархически-автократическим, с чем уже пришлось бороться президенту В.В.Путину, вернувшему государственный строй в рамки демократической республики, но оставившему за собой широко распространенный в нашем народе патернализм. Не как пережиток прошлого, а как залог будущего. Мы не США, где президент ничего не решает, лишь озвучивая идеи правящей верхушки крупного бизнеса и нанятого ими политического лобби. Мы — Россия, где люди всегда ориентируются на первое лицо, наделяя его свойствами монарха, независимо от государственного строя. Проще говоря, европейская демократия французского толка не для России, где народ всегда доверяет первому лицу и, если руководитель нации лишается такого доверия, то народ, как бы, окукливается в своем нежелании не иметь ничего общего с тем режимом, который олицетворяет собой лидер нации. Так было с Хрущевым, с поздним Брежневым, с Горбачевым и особенно с Ельциным, чей уход был принят с благодарностью.
Американский специалист Скотт Риттер, как и многие другие представители США, не понимает происходящих в России процессов, не понимает наш менталитет, не знает русской жизни, так как не был рожден в России, не был рожден в СССР. От любви до ненависти в нашей стране один шаг. Наш народ нетерпелив, скор на расправу, но может десятилетиями терпеть тот строй, который его в наименьшей мере устраивает. Слом одного строя и переход в другой строй происходит болезненно и кроваво, но таков наш народ, всегда придерживающийся крайностей. Однако такое положение дел сохраняет нашу русскую государственность, потому, что защита Отчества — это почетный долг и самопожертвование, созидательный труд на благо всех — необходимость, а любовь к Родине — обязанность. Долг, необходимость и обязанность — это все философские термины одного социального корня, которые, казалось бы, не предполагают русского патернализма — любви к лидеру нации. Однако на деле оказалось все иначе. Если народ убеждается в том, что его интересы находят отклик в сердце руководителя страны, то такой лидер нации будет востребован пожизненно, даже тогда, когда совершает ошибки и колеблется под давлением своего окружения.
Русская философия власти и служения народу может быть неоднородна, когда служение и власть не пересекаются, не становятся тождественны друг другу, но желание нашего народа свободы и справедливости подразумевают стойкое терпение того лидера нации, который не торопится объединить власть и служение Родине, народу. Однако мысль материальна, как бы атеисты не чурались этого определения, и тот, кто не заслужил патернализма народа, долго не задерживается. О чем это говорит? О том, что русское требование свободы и справедливости, но при условии сильной власти и единоличного управления было заимствованно из русского Востока Византии, но не Востока географического, не из автократии Золотой Орды, китайских династий или азиатского султаната. Наша республиканская демократия не имеет ничего общего с европейской демократией, которая не прошла апробацию вместе с режимом Ельцина, но рухнула вместе с его уходом. В.В.Путин начал создавать новую, иную государственность, но в рамках ельцинской Конституции, которая, однако, закончилась одновременно с началом СВО — революции В.В.Путина. Эволюция была все 20 лет правления в Кремле, невзирая на временного сменщика в лице Д.А.Медвдева, позволившего соблюсти букву закона.
Скотт Риттер правильно говорит, что Россия не может быть Польшей, республикой Прибалтики, но Россия не может быть и США или подобной Китаю, только потому, что Россия собой соединяет Ближний Восток, Византию, Европу с Азией, как центральной, так и восточной. Без России нельзя решить сегодня даже африканский или латиноамериканский вопрос. Не потому, что Кремль раскинул сети своего влияния — ничего подобного нет и помине, так как ресурсы России сильно отличаются от американских или европейских. Но Россия привлекает очень многие страны своим положением миротворца, своим положением защитника обездоленных, помогающих ближнему своему пережить разбойников. Россия выполняет, практически всегда, за исключением 1917 года, свою миссию миротворца и этим она сильнее многих, весьма успешных держав, зиждущихся на военной, экономической и политической мощи, но не имеющих в себе правды, справедливости и свободы. Западные демократии — это не демократии, а олигархии, напротив, Россия являет миру подлинную демократию, помноженную на патернализм власти, недоступный Западу.
Конечно, можно возразить на некоторые положения, но эти возражения против нынешней власти звучат только изнутри, так как нельзя быть всем всегда довольным, обязательно найдется изъян. Мы, вообще, действуем так, как и судим — импульсивно, и, если что-то идет вразрез с этими импульсивными эмоциями, то кажется, что все вокруг предатели и саботажники. В какой-то степени так и есть, но только в какой-то степени. Не бывает белых патриотов и черных чиновников, но энтропия в среде нашего общества настолько высока, что никто не знает, как Россия и все мы еще существуем. Мы всегда предъявляем требования к нашей жизни настолько высокие, что становится непонятно, кто их будет выполнять. Если президент, то гений, если воин, то чудо-богатырь, если рабочий, то промышленный робот. Может быть, именно поэтому мы и существуем, что ставим себе и Богу такие задачи, что Русскому Спасителю приходится все время возлагать на нас все больший и больший крест, чтобы не было повторения 1917 года, который все еще витает над Россией, над нашим народом. Однако Россия сильно больше многих проблем.
Россия больше США не потому, что может последовать формуле президента В.В.Путина: «Вы все сдохнете, а мы в Рай попадем», а потому, что «нам не нужен мир, где нет России». Американец может уехать в Европу — там ему почти вес будет знакомо, за небольшим исключением, но русский вне России уже чувствует свою оторванность, свою ненужность там, где весь мир, кажется, против тебя. Россия больше США потому, что в России власть с уважением относится к ценностям всех российских этносов, точно также и русский народ не делит этносы на «своих и чужих», но старается быть со всеми за едино. В начале 2010-х нас пытались раскачать, то «Русским маршем», то «Белоленточным движением», начавшим свой путь с Болотной площади Москвы (в России огромное значение имеют названия: начали с Болотной площади — болотом и закончили, начали с Дворцовой площади — взяли власть и перевернули всю страну), то независимостью Башкирии, Екатеринбурга или Казани, но все эти попытки вбить клин внутри России, используя этнические противоречия, рассыпались в прах. Только потому, что единство всех народов России оказалось больше кучки профессиональных революционеров.
Сегодня Россия стабильнее многих весьма успешных государств G7, только потому, что мы едины в любви к Родине, что мы Россию ставим выше себя, что мы следуем путем тернистым, путем сложным, восстанавливая утраченный суверенитет, и больше не ищем путей широких, но ведущих в геенну огненную, в западный ад либерализма и сатанизма просвещенного грехом общества. Почему не устояла Византия? Только потому, что увидела необходимость попросить помощи у врага — у католиков Ватикана, заключив унию с врагами Христа, с врагами православной веры. Нельзя идти на поклон к тем, кто сделал ложь своей политикой, вероломство способом заработать денег, а сами деньги мерилом успеха своей жизненной политики. Замечательные слова Юрия Левитанского:
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Россия выбрала молитву и меч, а Запад выбрал шпагу для дуэли, для решения своих меркантильных интересов, в деньгах ли, в достижении собственного превосходства, в желании быть всегда первым и лучшим во всем. Но молитва Богу за ближних своих, за Отчество наше родное, взяв меч для защиты того, что нам дорого — обязательно перевесит на весах истории суету дуэли. Мы, русские, выбрали меч и православные четки, чтобы считать молитву Богу и Его Пречистой Матери, именно поэтому наша сила и наши ресурсы умножаются сторицей. Не ради России, не ради русского народа, но ради жизни на Земле, ради всех народов. Вот какова миссия России, вот каков ее крест, который она несет через века. И этот Крест Христов сияет над нашей Родиной, над нашей Церковью, над всем нашим народом.