Доктор экономических наук Никита Кричевский:
В самом начале работы новое правительство провело аудит постановлений прежнего кабинета Дмитрия Медведева. По итогам проверки выяснилось, что принятых, но неисполненных постановлений правительства накопилось порядка четырех тысяч. Что говорить о несогласованных бумагах. Дошло до того, что один из вице-премьеров несколько недель буквально жил в рабочем кабинете с раскладушкой и туалетными принадлежностями.
Это многое говорит об исполнительности и контроле в правительстве Медведева. А во время его президентства? Непонятно одно: как составляются планы работы правительства? Предположим: вынесена резолюция по такому-то вопросу — исполнить или доложить такого-то числа на заседании. В день заседания спрашивают у ответственного лица: что выполнено, почему не выполнено, кто виноват и что нужно сделать для скорейшего исполнения принятого поручения? Важно отметить, что в момент передачи постановления к исполнению в нем должны быть озвучены силы и средства, которые должны быть привлечены к работе по поручению. Это только среди срочников можно поставить задачу новобранцу: принеси сигареты — а где взять, если денег нет? Это твоя проблема, а не моя. В строгой дисциплине власти такие вещи недопустимы, поэтому постановления должны включать в себя весь перечень средств, то есть, еще на момент согласования постановления должны быть привлечены эксперты, которые несут ответственность за свои экспертизы и расшифровки. Если ничего этого нет, то объем невыполненных поручений будет неизбежно умножаться. Это уже не намеренный или косвенный саботаж, а простое неумение или нежелание работать. Пример: ставка ЦБ снова повышена с целью обуздать инфляцию, но цены все равно вырастут, а спрос будет подстегивать рост цен, следовательно, до равновесного положения ставку ЦБ будут снова поднимать, но здесь уже начинает страдать промышленность, ВПК, Армия, наши добровольцы, денежное довольствие которых девальвируется. Так, борясь с инфляцией, уничтожают многое другое. При этом ЦБ — это четвертая власть, согласно закону о ЦБ РФ, чьи распоряжения обязательны для всех остальных ветвей власти. Но одновременно с этим ЦБ независим от правительства. Сколько еще подобных несоответствий есть в нашей действительности? Чего же мы хотим от правительства, когда у него связаны руки? То ли бюрократией, то ли пережитками 90-х, то ли слабой компетентностью. В любом случае нужно проводить реформы, как тактические, так и стратегические, иначе разбалансированность будет нарастать, что недопустимо во время ведения войны.
Казус ЦБ РФ — это лишь пример неисполнения тех поручений, что дает президент России В.В.Путин, причем, чиновники способны объяснить любую проволочку, любое неисполнение, они только не могут объяснить главное — куда исчез результат их работы. А это уже система, созданная даже не Ельциным, а Горбачевым. Почему в стране до сих пор действует преемственность тем методам, которые приводят к отрицательному результату? Нам скажут, что в стране есть стабильность, ВВП растет, пусть медленно, но ведь растет же. В чем виновато правительство, в чем виноват Центральный банк, Минфин, другие министерства и ведомства? В первый год СВО президенту В.В.Путину очень часто приходилось останавливать чиновников, когда они свои промахи сваливали на СВО, а теперь сваливают на наш народ, на западных бывших партнеров из так называемых «недружественных стран», на санкции. А, когда эти недружественные страны, позвольте вас спросить, были дружественными к России? Бывший глава Минфина Кудрин все время складывал деньги в кубышку, копя «на черный день», но парадокс в том, что этот черный день так и не наступил. Война — это всегда проверка народа и власти. Народ всегда готов — война это его дело, но почему власть не готова?
Недееспособность власти — это копить на черный день, недееспособность власти — это постоянные оправдания чем угодно, но только не своей некомпетентностью и нежеланием работать, недееспособность власти — это отсутствие суверенитета. Послушайте, СВО — это не против США и НАТО, не против Украины, это за наше общее будущее без США, без ЕС, без Китая, без любых союзников. Надо научиться жить самим по себе, стать своими собственными, абсолютно самодостаточными, когда не нужно оглядываться по сторонам, думая: а что там скажут о России, нам должно быть «фиолетово» на любое мнение, кроме мнения собственного народа, наших граждан великой Державы. Сегодня наши парни жизнь свою кладут за общее будущее: России и нашего народа, они защищают право стать самими собой. И эти герои должны знать, быть уверены, что в тылу все за них и за Россию. Худо, когда одни воюют, а другие ищут выход из создавшегося положения. Нет выхода иного, кроме как сделать Родину мощной, самодостаточной Державой. Больше нет. Нужно смириться с тем, что мы одни на всем свете, более того, нас не любят, презирают, нас ненавидят. Кто? Все: весь БРИКС, вся Африка, Латинская Америка, Европа, про США и говорить не стоит. Нужно жить с тем, что нам дает Бог, и этот дар от Бога никогда не оскудеет.
Развалится НАТО, США, ЕС, БРИКС, но не развалится, не распадется Россия, хотя нам очень трудно. А когда нам было легко и просто? Весь XX век Россия и все мы выживаем, как можем. Но разве в прошлые времена было иначе? Для чего заслонял грудью и щитом веры Александр Невский святую Русь от супостатов? Чтобы жила наша Родина и дальше. Разве не так поступал Иоанн Васильевич IV Грозный, Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II – великие русские защитники и реформаторы? Чем руководствовался святой равноапостольный князь Владимир, когда крестился сам и фактически крестил Русь? Не о благе ли России и народа нашего? Легко им всем было? Не просто трудно, а смертельно трудно, особенно если вспомнить какую цену заплатил последний русский Царь Николай Александрович и вся его семья, не предававшие Россию никогда. Какую же судьбу мы ищем сегодня для России: легкую или свободную, прозападную или пророссийскую? С прозападной судьбой уже пожили — хватит, нажили себе таких проблем, что лучше бы не начинали. А с пророссийской судьбой только начали жить — еще и двух лет не прошло. Чего же причитать, да плакать?
Однако все эти рассуждения не дают ответ на главный вопрос: кто виноват и что делать — извечный русский вопрос? Виноватых найдем после, главное — это что делать, как ускорить процесс деколонизации, процесс индустриализации, процесс опережающего роста экономики и производительных сил? Сегодня, когда идет война, нужно направить все силы на милитаризацию экономики страны, так как милитаризация создает огромное количество побочных отраслей — поставщиков главных производителей оружия и боеприпасов, за счет милитаризации экономики растет ВВП, увеличивается заработная плата, растет производительность труда, создается добавленная стоимость. Что еще надо? Нет, так не пойдет — отвечают в либерально-экономическом блоке правительства и в ЦБ РФ, даже в АП так говорят. Помилуйте, у вас есть альтернатива сегодня, в военное время милитаризации экономики? Молчок. А, коли молчите, то тогда извольте подчиняться распоряжениям президента России В.В.Путина и премьер-министра М.Мищустина. И никаких вольностей, а паче чаяния еще и толкований. Никаких оттенков серого — только черное или белое. Россия в военное время — это диктатура Верховного Главнокомандующего, хотим мы этого или нет. Это его власть должна быть распространена на всю Россию
Президент — человек сильной воли, поэтому жалеет свое окружение, дает второй шанс. Не сегодня. Нужна четкость исполнения и принуждение контроля. Сделал — молодец, не выполнил — встань в угол. И никаких поблажек, никаких премий эффективным менеджерам. Стране и народу тяжело — вам то же не сахар. Заработал Газпром и Сбербанк — акционеры проследуйте домой, стране нужны танки, самолеты, боеприпасы, а не ваши дивиденды акционерам и премии топ-менеджерам. Крупный бизнес платит налог на войну, офшорные активы вернуть в Россию в установленный и утвержденный правительством срок. Кто не исполнил до дедлайна — лишился собственности в России. Оставайтесь в Лондоне с голой задницей и пусть вам представители любимого вами Запада укажут место у… В общем, вы поняли. Не нужно бояться где-то перегнуть палку — обиды забудутся, а польза стране и народу, нашему общему будущему никуда не денется — она всегда с нами. Главное — это понимать, что прежней жизни больше никогда не будет, а будущее мы строим сами и так, как нравится нам, гражданам России, а не Вашингтону, Лондону и Парижу. Пусть хоть расчешут все свои места в кровь — не наше дело. Поэтому нужно не только разбрасывать камни, но и собирать, не только обниматься, но и уклоняться от объятий. Главное — все для пользы России и народа.
Опять же, нужен план развития страны, который должны составить не в ВШЭ на пару с МВФ, а свои собственные промышленники, финансисты, политики и предприниматели. Что нужно им? Что нужно военным? Что нужно крестьянам? Что нужно ученым и преподавателям в школах и в институтах? Что нужно нам всем? Давайте ответим на эти простые вопросы. По отраслям, по общественным институтам, но только честно, в виде опросных листов трудящихся, чиновников, учеников и всех, всех, всех. А после этот референдум, который можно проводить в течение года не отрывая людей от работы, систематизировать в предложение экспертам, которых запереть, как ватиканских кардиналов в одной комнате с раскладушками и пусть выработают план. Нет, белый дым из трубы не нужен — дайте стратегию, но такую, настоящую стратегию, чтобы за неисполнение оной можно было так схлопотать, чтобы еще долго приходилось бы оглядываться назад. И это должна быть не бумажка, как в прошлом правительстве Медведева, а отлитая в граните бумага, тверже стали. И, главное — контроль исполнения, и главное — корректировка, если что-то пошло не так. Мы не вечность создаем, а всего лишь план на десятилетия.
Но для этого плана нужно ответить на главный вопрос: что мы хотим увидеть в России через 10-20-30 лет. То есть, нужна идеология, которая должна быть проповедана на всех площадях, на всех предприятиях, независимо от формы собственности. И еще нужна система нравственного воспитания, которую сегодня нужно заколачивать в людей, как гвозди. Жестко и честно. Каждый должен знать, что такое хорошо и что такое плохо, каждый должен понимать — за это дадут пирожок и премию, а за это шкуру спустят. Но только без кумовства, без раскачки, без лишних слов. Как там у Жванецкого: «один вскочил — выскочил, и все забегали», но с результатом, с личной ответственностью, с пониманием, что у каждой аварии или недоработки есть фамилия, имя, отчество. Если честно сказал, что не сделал потому, что не смог, не дожал, испугался — бит будешь мало, но если слукавил, свалил на другого, попытался оправдаться — бит будешь много. Ибо кому многое дано — с того и большой спрос.