Интересная статистика: в прошлом году в Узбекистане купили 450 тысяч автомобилей. В России 1 млн 50 тысяч штук. В Узбекистане численность населения 35 млн человек, в России 146 млн человек. Согласно отношению к численности и количеству купленных автомобилей, в России должны были купить минимум 2 млн автомобилей. Не будем рассматривать СВО и санкции — из Узбекистана на заработки в Россию приехали несколько млн человек самого трудоспособного возраста. Напрашивается вывод: мы живем хуже, чем граждане Узбекистана? Но это не так, ведь именно они едут в Россию заработать деньги, а не наоборот. В таком случае, вывод можно сделать только один: у нас все колоссально дорого, просто неподъемно дорого для нашего населения. Почему архаика АвтоВАЗа стоит не меньше 1 млн рублей, а Веста все 1,5? В Китае кроссоверы Хавал стоят в районе 1 млн рублей на наши деньги, всего Китай производит 27 млн автомобилей в год, при этом продажи составили 23 млн автомобилей внутри страны. Не будем делить на количество граждан КНР, иначе получится, что Китай самая нищая страна в мире. Однако при сопоставимых ценах на продукты питания, промышленный рабочий может купить себе китайский автомобиль за один год работы, тогда как российский рабочий в промышленности при заработной плате в 50-70 тысяч рублей такой возможностью не обладает. Почему?
Можно сделать скидку в России на климат, на дальность логистики, на необходимость нашим людям покупать теплые вещи, хорошо питаться в холодное время года, которое составляет 9 месяцев, но почему за последние 2 года цена на автомобили выросла в 2 раза? Девальвации такого уровня не было. Все можно объяснить довольно просто: цена на автомобили АвтоВАЗа. Если бы китайские автомобили продавались, пусть с 50% наценкой относительно цены в КНР, то Веста была бы никому не нужна, как и Гранта. Завод со всей очевидностью нужно было бы закрыть. Но возникает еще один вопрос: почему в АвтоВАЗ ежегодно вливаются государственные деньги, Ростех отказался от убыточного пассива, а Китайцы так и не пришли на АвтоВАЗ? В чем корень зла, в чем проблема неблагополучия ВАЗа? В коррупции? Говорили о росте локализации во времена Рено, но все комплектующие делали в Румынии (Dacia), в результате Рено сбежал, а завод встал. Он вообще нужен стране и нашему народу, этот завод? Может быть, на этих площадях нужно делать продукцию военного назначения, тем более, что многие станки и оборудование можно перепрофилировать на другую продукцию? А автомобили пусть станут доступны большинству нашего населения, а не предметом роскоши или непомерной кабалы банкам.
Кстати, о французских финансовых группах. Эксперт Дмитрий Беляков:
Все французские экономические кланы-блоки выступают единым фронтом. Нам не надо рассчитывать на какую-то конкретную личность, например Макрона или близких к нему. Они выполняют определённую функцию, близкую к той, которая важна для тех, кто привёл их к власти. Для нас эти люди абсолютно недружественные. Их политика будет идти вразрез с нашими национальными интересами.
И кто же, кроме французов к нам не дружественный? Оставшиеся 6 членов G7, а также все страны-члены НАТО. Не нужно питать иллюзий относительно Венгрии и Турции, не нужно. Даже применительно к Китаю и Индии не нужно питать никаких иллюзий — их главные рынки там, где нас ненавидят — в Европе и в США. Но есть еще политические интересы, которые всегда идут рука об руку. Именно в этом контексте у нас есть хорошие отношения с Китаем и Индией, с Турцией и Венгрией, с другими странами, включая ОАЭ и Саудовскую Аравию, Иран и Сирию, Пакистан и Катар. Но есть встречный вопрос: в чем же заключаются интересы России, которые мы сегодня отстаиваем перед G7 (здесь все понятно) и абсолютно не отстаиваем перед Китаем и Индией, хотя понятие зависимости от КНР и Индии растет? И дело здесь не товарах народного потребления, а в станках, заводах, технологиях. Есть сообщения о покупке лицензий со стороны России? Не слышно. Есть сообщения о покупке заводов, производственных линий? Не слышно. Даже завод к Калининграде, запущенный для выпуска солнечных панелей, это часть производственной программы китайского гиганта Dongfeng. В этом нет ничего плохого, главное, чтобы не получилось так, как с французским Рено, вернее с его дочерней компанией Dacia. Нужно создавать собственные отрасли машиностроения, приобретая лицензии, а не готовые изделия.
Эта технология будущего в России все еще опирается на тезис Чубайса: «все купим». Разве СВО не показала нам всем, что этот тезис не только ошибочен, но и вреден для нашего будущего? Нужны собственные технологии, нужны прорывы в промышленном и техническом развитии. Что делается в этом направлении? Где стратегия развития? Сегодня, когда идет вынужденная милитаризация экономики страны, снова и снова появляются вопросы к тем, кто планировал развитие страны на перспективу: двадцать лет для Китая — это полный переход на инновационные технологии, это расширение собственных промышленных инвестиций, это приглашение ведущих технологических стран в КНР. Каков итог? Сегодня для нашей промышленности сотрудничество с Китаем является практически полноценной заменой европейского сотрудничества. Только без коррупционной составляющей. Помилуйте, за 20 лет Китай, Вьетнам (где уже производят электромобили, продающиеся в США), Индия, Сингапур и многие другие страны Юго-Восточной Азии убежали далеко вперед. Мы же все продолжаем торговать нефтью и газом, как в 90-е. Это просто праздник, когда открываются современные предприятия в России. Но где стратегия государственных инвестиций, где цифры о том, сколько предприятий будет заложено в 2025 году, сколько откроется, сколько еще предстоит спроектировать? Где отечественные самолеты уровня Boeing или Airbus? Где отечественная электроника, когда утверждается, что Россия в 2023 году закупила в ЕС чипов на 1 млрд евро? А сколько было куплено компонентов электронного оборудования в Китае, в Индии?
Давайте не будем далеко ходить — обратим внимание на Белоруссию А.Г.Лукашенко. Завод Belgee — это лицензия Geely Motors, при этом у завода руки не связаны, как у АвтоВАЗа, он может производить любые модификации китайских моделей, внося собственные коррективы. Не так ли происходило с фиатовскими «жигулями» в СССР? Чем была плоха модель ВАЗ-2108, полностью разработанная в Германии? И последний вопрос: что нам дало сотрудничество с Рено? Ничего, одни убытки, более того, французы обещали вернуться. Может быть, французам выйти вон навсегда? И это только несколько частных моментов, демонстрирующих, что в России нужно менять подход к развитию собственного машиностроения, электроники, вообще всей промышленности. Почему Минфин финансирует из ФНБ банки под 3,5% годовых, а промышленность по ставке ЦБ РФ? Банки важнее будущего России? Такой прозападный подход давно пора менять на пророссийский, особенно сегодня, когда нам всем предоставлен огромный шанс все изменить, великолепный шанс начать с чистого листа, приняв за основу все наше богатство, как недр, так и потрясающего по степени созидания народа. Нужно всего лишь перестать мечтать о Западе, о возвращении Запада в Россию и начать строить все свое, вкладывая деньги в будущее всех нас, а не в прошлое отдельных категорий граждан, давно уехавших в Лондон, в Париж, в Швейцарию, где их сердцу милее и краше.
Наша российская экономика только с началом СВО получила дополнительный импульс развития, так как деньги на выполнение задач ВПК обязательно простимулируют развитие очень многих секторов промышленности. Нужно идти все время дальше, видеть сквозь горизонты и учиться у тех стран, где успешно применяли новые модели. Учиться у того же Китая, который купил огромное количество лицензий, построил у себя передовые технологические предприятия западных компаний и черпает собственные разработки на основе примененного опыта. Почему мы не можем так же? Понятно, что Запад никогда не будет вкладывать деньги и технологии в Россию, ведь мы вечные враги, понятно, что Запад никогда не будет способствовать развитию России, ведь мы вечные конкуренты, но почему не насытить нашу жажду технологий обходными путями, опираясь на технологические цепочки Китая? Давайте покупать вторичные технологии на основе которых наша промышленность и постоянно растущие исследования в НИОКР (они растут, есть статистика?), позволят создать в России передовые предприятия с инновационными технологиями. Для чего построили Сколково? Почему там не заняты внедрением западных технологий и лицензий в наше производство? Таких центров передовых технологий можно открыть множество, но прежде всего должна быть воля правительства, ЦБ РФ, губернаторов по всей стране, программа президента, чтобы деньги текли туда, куда надо, а не на валютные торги.
Это уже, друзья-товарищи, не коррупция, а самый настоящий саботаж, предательство интересов России. Нужна, обязательно нужна программа модернизации промышленного производства, программа собственных инвестиций, цифрового сбережения государственных денег, четкая, налаженная цепочка движения денежных средств, контроль за которыми должен быть возложен на губернаторов, которые, наконец, должны стать генералами в новой форме, показывающей не только наличие людей на службе России, но и степень их ответственности перед страной и людьми. Почему до сих пор не работает Госсовет из 89 губернаторов с учетом новых территорий? Чем занят Минэкономразвития, если инвестиционных центров до сих пор нет? Где прикладная экономическая наука, созданная в России для создания новых условий развития страны и общества? Где вообще тот самый план «сталинских пятилеток», чтобы после можно было сказать: у нас не было авиационной промышленности — теперь она есть, у нас не было электронной промышленности — теперь она есть, у нас не было космической группировки военных спутников — теперь она есть? И так далее. Понятно, что правительство М.Мишустина сделало самое главное в экономике страны — запустило ВПК, вывело исполнительскую дисциплину на новый уровень, но этого очень мало — это только первый шаг. Давайте двигаться дальше, но быстрее, активнее с появлением результатов уже завтра. Мы сможем!